Соло на выхлопной трубе

На Брестчине, где проживает около 1 миллиона 400 тысяч человек, зарегистрировано более 650 тысяч автомобилей и мотоциклов...

— Убери машину! Там человек умирает, — кричал водитель «скорой» рядом со мной.


От неожиданности я остановилась как вкопанная, а владелец новенькой «Ауди», которому, собственно, и был адресован крик, и ухом не повел.


— Куда убрать–то? — спросил он, оглядываясь по сторонам. — Разве что на крышу девятиэтажки затащить?


И правда — двор был заставлен автомобилями под завязку. Машины стояли впритык: на площадках для мусора и под перекладинами для ковров, на въездах и выездах, на узкой асфальтированной дороге, бегущей вдоль подъездов, на газонах и на детских площадках. Было 10 часов вечера. Во дворе одного из микрорайонов Барановичей, огороженном пятью многоэтажными домами, стала собираться толпа.


— Давайте машину на руках в сторону отнесем, — предложил кто–то из прохожих.


— Относите, если сможете, — обреченно махнул рукой водитель иномарки. — Стоянок в городе нет, гараж не построить, а виноваты вечно мы, водители...


История закончилась тем, что на руках несли больного — мимо шести подъездов — до остановившейся под въездной аркой «скорой».


— Еще часов до 10 вечера проехать можно, а вот у ночной смены проблема на проблеме. Особенно на улицах Жукова и Парковой, — вздыхает Борис Гец, механик станции скорой и неотложной помощи Барановичей. — Редко, правда, но бывает, что и 2 — 3 квартала больного к машине несут на носилках...


Картина, характерная не только для моего родного города. Острый дефицит автомобильных парковок и платных стоянок давно перестал быть лишь столичной проблемой.


Прогуляйтесь вечером по Бресту, Пинску, Кобрину. Сразу видно, что для жителей этих городов собственный транспорт давно уже не роскошь. На Брестчине, где проживает около 1 миллиона 400 тысяч человек, зарегистрировано более 650 тысяч автомобилей и мотоциклов. Нетрудно подсчитать, что машину или две имеет каждая семья.


Платных же стоянок в области всего 98 — на 12,8 тысячи мест. Не лучше обеспечен регион и парковками. Их всего 3.340 — на 59,5 тысячи мест, что меньше 10 процентов от общего числа зарегистрированного транспорта. Даже с учетом гаражей и частного сектора этого очень мало. Вот и стоят на проезжей части у подъездов тысячи автомобилей, преграждая проезд «скорой», милиции, пожарным, коммунальникам. Опоздание спецтранспорта на пару минут — и сердечный приступ, пожар, утечка газа, семейный дебош могут стать причиной трагедии.


Есть и еще одна сторона проблемы. Автомобили, вынужденно оставленные хозяевами во дворах и на неприспособленных для парковок и стоянок местах, становятся приманкой для воров. Количество краж из них неизменно растет. В этом году, к примеру, в Брестской области их совершено уже 263. В прошлом, для сравнения, за этот же период — 236.


Милиция активно борется с любителями бросить собственную машину где попало. Не так давно в результате акции «Автоэгоист», прошедшей по инициативе ГАИ в Бресте, к административной ответственности привлечены более тысячи владельцев автомобилей.


— Нарушение правил парковки и стоянки — самое распространенное, — прокомментировала начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Брестского облисполкома Наталья Сахарчук. — Процентов 98 были наказаны именно за это.


Хотя, на мой взгляд, бороться нужно не только с «автоэгоистами», но и за строительство достаточного количества стоянок и парковок.


— Нынешние нормативы позволяют нам запроектировать в новых жилых массивах достаточное количество мест для стоянки личного транспорта — одно место на одну квартиру, — утверждает заместитель начальника комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома, главный архитектор области Александр Войтенко. — По такому принципу строится Юго–Западный микрорайон Бреста. В недалеком будущем в областном центре вырастут и 4 многоуровневых паркинга. Нужно лишь создать кооператив из автовладельцев, желающих вложить средства в строительство этих недешевых объектов. В Пинске, Барановичах, Кобрине возведение таких паркингов пока не планируется.


Есть и еще одна положительная тенденция. По словам Александра Войтенко, при реконструкции старых улиц теперь обязательно увеличивается ширина проезжей части, проектируются парковочные места. Именно так были реконструированы брестские улицы Гоголя и Машерова, бульвар Космонавтов. Обширные стоянки и паркинги строятся сейчас и рядом со многими спортивными объектами, крупными магазинами и культурными центрами. Жаль только, что проектировщики никак не научатся работать на опережение проблемы, рассчитывать на несколько ходов вперед.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter