Полвека назад в наших кинотеатрах показали французский фильм «Анжелика и король»

Солнце за тучами

Если у вас есть знакомая Анжелика, готовьтесь встречать юбилей. Полвека назад в наших кинотеатрах показали французский фильм «Анжелика и король». Впечатленные красотой героини молодые мамы стали активно называть только что родившихся дочерей доселе нечастым в наших краях именем — Анжелика. Втайне надеясь, что уж с таким именем дочка будет непременно ангельской красавицей!

«Анжелика и король».

Имя


Когда у Анн Голон, одного из авторов серии романов про Анжелику, в очередной раз спрашивали о прототипе главной героини, она объясняла: «Это просто некая женщина, которая могла жить в XVII веке, когда имя Анжелика было очень распространено. Хотя я его и долго выбирала. Это имя — и романтика, и красота. Поэтому и выбрала...» И очевидно, выбрала неспроста.

Анжелика де Фонтанж.
Среди официальных фавориток Людовика XIV, «короля–солнце», действительно была и своя Анжелика — 17–летняя Анжелика де Фонтанж. В истории оставила после себя одноименную прическу, с которой щеголяли дамы высшего света до начала XVIII века. Современники в один голос твердили о ее необыкновенной красоте, а сам король называл фаворитку прелестным созданием. Однако очевидно, что для литературного и кинообраза Анжелики эта девушка, не обладавшая изысканным умом и рано ушедшая из жизни, дала лишь имя. Знай о ее быстрой горестной кончине — возможно, впечатлительные мамы и не спешили бы называть дочек этим красивым именем.
Куда ярче была судьба другой придворной особы Сюзанны де Плесси–Бельер. Именно с этой фамилией, как известно, поженили авторы Анжелику, отправив ее в Версаль навстречу любовному увлечению короля в качестве жены Филиппа де Плесси–Бельер. Реальная жизнь Сюзанны де Плесси–Бельер, конечно, не изобиловала отчаянно бурными приключениями Анжелики, однако для своего времени была весьма яркой, чем заслужила упоминание даже у Александра Дюма в романе «Виконт де Бражелон».

Сюзанна была среди основателей первых литературных салонов Парижа, водила знакомства с лучшими художниками, являлась собирательницей произведений искусства, не гнушалась и интригами при дворе. Правда, ее заступничество за попавшего в опалу министра финансов Николя Фуке окончилось бесславно. Растратчик и махинатор Фуке был арестован капитаном д’Артаньяном — самым настоящим (!) — и остаток жизни провел в заточении. Маркиза де Плесси–Бельер также не избегла ареста, однако после ряда лет под стражей среди стен замка Монббрисон была освобождена милостью короля. В итоге, несмотря на подобные злоключения, дожила до канонического возраста 100 лет!

Приключения


Сюзанна  де Плесси–Бельер.
Было бы слишком смело утверждать, что каждая книга является в некоторой степени формой автобиографии. Тем не менее в случае Анн и Сержа Голон история про Анжелику, наверное, не появилась бы без житейских приключений самих авторов. Анн Голон, чье настоящее имя Симона Шанже, свой первый роман написала в 18 лет. А уже в 20 она уехала на велосипеде из оккупированного гитлеровцами Парижа. Накручивая педалями по 50 километров в день, Симона проехала через всю Францию, собственно именно тогда она впервые и увидела Пуату, где годы спустя поселила свою главную героиню — Анжелику. Наивная попытка найти свободу в Испании обернулась арестом. Но из тюрьмы девушку неожиданно освобождает немецкий офицер, увлеченный эстет, который к тому же рекомендует ей посетить некоторые храмы Страны Басков. Велосипедная поездка по Испании неспокойного времени правления Франко таким образом продолжилась... А уже после войны на заработанные пером гонорары Симона отправляется за новыми впечатлениями в Конго.

Именно там девушка встречает будущего мужа и соавтора — Всеволода Голубинова, представителя аристократической фамилии, покинувшего Россию во время революции 1917 года. Он старше Симоны на 18 лет, говорит на множестве языков, увлекается геологией и химией. А на жизнь зарабатывает поисками золотых приисков в Китае, Индокитае, Лаосе, а теперь в Африке... Собственно, чем не Жофрей де Пейрак ХХ века?

Серж и Анн Голон.

Кино


Киноистория про Анжелику просто была обречена на успех в СССР. Жанр «плаща и шпаги» в шестидесятые годы являл собой беспроигрышный вариант в любом кинотеатре. «Шляпы с неограниченным количеством страусовых перьев. Твердые корсажи, подающие груди, как на подносе. Великолепные стекляшки бриллиантов. Окровавленные плоеные рубашки. Загадочные алхимические реторты, ступки, змеевики, где все разноцветно дымится и булькает» — так впервые представили картину про Анжелику в советской прессе. И вот на фоне столь любимых декораций XVII века (время д’Артаньяна!) разыгрываются страстные мизансцены «мыльных опер». Героиня с ее томным взглядом и осиной талией никого не могла оставить равнодушным. Бесконечная череда романтических, героических, и прочих любовных приключений заставляет зрителя не отрываясь следить за происходящим. Как только Анжелика покидает родительский дом, сюжет мчится галопом... Дворец, Версаль, пиратский корабль, невольничий рынок. Дворянин, простолюдин, король, султан. Места и любовники меняются в этой истории словно в калейдоскопе. Для достаточно пуританского советского общества не фильм — бомба!

Робер Оссейн, он же Жофрей де Пейрак.

Среди самых ярких блондинок мирового кино режиссер Бернар Бордери на главную роль видел самую–самую — Брижит Бардо, и за размером гонорара дело не стояло. Однако Бардо к тому времени уже начала уставать от преследующей ее бешеной популярности и, памятуя свой недавний опыт роли в тесном корсете в «Знаменитых любовных историях», наотрез отказалась... Тем более что будущим партнером планировался Робер Оссейн, который совсем не заинтриговал диву на съемках комедии «Отдых воина». Бардо вообще после неудачного «воина» на эмоциях заявила о завершении актерской карьеры. Какая уж тут костюмированная сага!

Отказ Бардо породил новый кастинг: Аннет Стройберг, Катрин Денев, Джейн Фонда, Моника Витти также не пожелали ввязываться в проект... Перспективный билет вроде как вытянула Марина Влади. Но дело подспудно вновь кончилось на Оссейне. Отношения некогда супружеской пары Влади — Оссейн находились в глубоком кризисе, и Марина также нашла повод отказаться от роли.

Нет блондинок — ищи шатенку, брюнетку да хоть рыжую. Когда на пробах появилась Мишель Мерсье, ей предложили традиционный набор выражения чувств. «Они обращались со мной как с неразумной куклой и заставляли гримасничать, подобно сумасшедшей куртизанке или новорожденной шимпанзе!» — откровенничала спустя годы актриса. Подобные «издевательства» тянулись несколько дней и закончились скандалом. Мишель психанула прямо на съемочной площадке и не скупясь выдала весь свой запас бранной лексики. Каково же было ее удивление, когда назавтра раздался звонок продюсера со словами «Мишель, маркиза ангелов — это вы!».

Собственно сама Мишель Мерсье в этом и не сомневалась: «Характер Анжелики — это полное совпадение со мной. Когда я впервые прочитала сценарий, я сказала: «Анжелика — это я, и никто другой». У меня не было ощущения, что я снимаюсь в фильме, я понимала, что остаюсь собой и живу своей жизнью. Это самая полная роль в моей карьере».

В шестидесятые годы фильмы про Анжелику считались едва ли не пределом эротической откровенности. Советская цензура, например, вырезала полчаса кинометража, чем раздразнила еще более фантазию наших зрителей. На самом деле Мерсье не раз возмущалась по поводу разговоров об откровенности эротических сцен: «Все считают, что видели меня обнаженной в фильме, но это все игры воображения. На самом деле я ни разу полностью не раздевалась перед камерой!» Для операторов — любителей «случайно» эротично подснять актрису — Мишель использовала достаточно простые хитрости: на те части тела, которые не должны были попасть в кадр, она наклеивала полоски ткани. Тем не менее, как позже признавался Робер Оссейн, они всем мужским сообществом, прячась за декорациями, иногда подглядывали за стрип–шоу «Анжелика раздевается».

Свои капризы были и у Оссейна. Он не раз воплощал на экране мрачных персонажей, однако в «Анжелике» наотрез отказался носить горб, которым наградили его героя авторы книги. Было в этом что–то суеверное или просто каприз, Робер не раскрывал тайны. Однако воплощенный им образ Жофрея де Пейрака, очевидно, был внешне куда привлекательнее, чем книжный прототип.

Время


Мишель Мерсье годы спустя.
Вся серия исторических романов про Анжелику состоит из 13 книг. Они создавались на протяжении почти тридцати лет. Столь впечатлившая нашего зрителя экранизация Бернара Бордери на волне успеха первых публикаций включала в себя пять фильмов, снятых в 1964 — 1968 годах. Белорусские зрители увидели «Анжелику» очень нескладно, отчего проследить полноценно всю историю, а тем более составить по экранизации целостное впечатление от образа героини было нереально. В октябре 1968 года нам показали третий фильм цикла «Анжелика и король». На следующий год первый — «Анжелика — маркиза ангелов». Тогда оба фильма прошли с аншлагами и каждый собрал более чем по 40 миллионов зрителей в СССР. Показ остальных пришелся уже на эпоху горбачевской перестройки. В этот момент на сагу могли взглянуть наши семнадцатилетние Анжелики, которые как раз вступали во взрослую жизнь. Понравилась ли им героиня, в честь которой их назвали родители? Да и увидели ли они эти фильмы? На горизонте уже были остросоциальные «Асса» и «Маленькая Вера», а не давние костюмированные французские лубки. Для их мам среди однообразных серых будней образ Анжелики — сильной и независимой женщины, несмотря на все злоключения и предубеждения общества самой строящей счастье, — был нов и захватывающе интересен. Полюбовавшись на маркизу ангелов, они смелее решались на эксперименты в личной жизни. Спустя два десятка лет выросло поколение, среди которого уверенные в себе дерзкие и раскрепощенные женщины с книжных полок и киноэкранов прочно вошли в повседневность, а многие давние предубеждения вызывали скорее недоумение и отторжение.

Когда пять лет назад на экраны вышла новая версия «Анжелики», она прошла практически не замеченная большим экраном. По–прежнему куда больше поклонников у той давней версии. На ностальгии по «Анжелике» по–прежнему зарабатывают издатели книг, а Мишель Мерсье солидно поправила свое финансовое положение продажей нарядов из фильма, которые достались ей по контракту и бережно хранились в личной коллекции все эти годы. Она уже давно поселилась на окраине Канн. Здесь на лазурном побережье в январе собирается встречать 80–летний юбилей.

Мишель уже давно не сердится на ставший клеймом образ Анжелики: «Я много лет пыталась забыть о ней, но сейчас она кажется мне маленькой сестренкой, которая всегда готова поддержать меня. Я научилась жить рядом с ней». На личном фронте, несмотря на четыре замужества и любовь миллионов мужчин, она не считает себя счастливой, но не унывает, чем лишний раз подчеркивает свою связь с Анжеликой: «Какой бы трудной ни была жизнь, пройти ее надо до конца. Я уверена, что где–то там, далеко за тучами, всегда прячется солнце...»

КСТАТИ

Это, безусловно, совпадение, но фильм «Анжелика и король», премьера которого состоялась в минских кинотеатрах 5 октября 1968 года, фактически сменил на главных экранах города демонстрацию новой героико–приключенческой ленты «Щит и меч». А там зрители, конечно, запомнили фройляйн Ангелику Бюхер — недоступную, холодную сердцем, но также уверенную в себе героиню в блистательном исполнении Аллы Демидовой.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter