Солнце светит всем одинаково

Узнав о предстоящей служебной командировке в Катар, особой радости, признаюсь, не испытал
Узнав о предстоящей служебной командировке в Катар, особой радости, признаюсь, не испытал. Не потому, что не люблю путешествовать, нет. С этим все как раз наоборот. Просто об этой стране понятия не имел даже приблизительного: ни о положении на карте мира, ни о народе, ни о местных традициях. Узнав, что это где-то в Персидском заливе, я немного испугался. Все же рядом «горячие точки», не менее горячие новости об «Исламском государстве» каждый день выходят в эфир. К тому же в том направлении в последнее время слишком часто стали падать самолеты. Некоторые даже отыскать не могут.



Но потом радость все же пришла. В статье «Википедии» сообщалось, что Катар государство хоть и молодое, но богатое: шестое место по экспорту газа в мире, бурно развивается, каждый год проводит по несколько мировых спортивных первенств. На картинках великолепные небоскребы делового центра Дохи, ультрасовременные стадионы и арены, роскошные авто на улицах. Одним словом, всеобщее благоденствие и поголовное счастье.

И, тем не менее, всю первую неделю пребывания там я чувствовал себя, как в открытом космосе. Картинки не обманули: и стеклянные высотки, и спортплощадки как из будущего, и дорогие автомобили на запруженных улицах. Но вот что шокировало, так это люди. Все они были примерно одинаковыми. Женщины в черном, мужчины в белом. Женщины по большей части с закрытыми лицами и в хиджабах, мужчины с открытыми и в платках. Стоило мне зайти в лифт, дам словно сдувало порывом ветра — в мгновение ока они оказывались на противоположной стороне. Мужчины хоть и здоровались, но выражение лица у них всегда было непробиваемым. Как будто в лобби отеля они спускались, чтобы начать второй захват Аравийского полуострова, не меньше.

На арене, где проходили матчи чемпионата мира по гандболу, все эти люди молились прямо в медиацентре, между работающими журналистами и холодильником с напитками. Поворачивались в сторону Мекки, били поклоны и тихо произносили что-то по-арабски. В одном из торговых центров в деловых кварталах Дохи я увидел, как знакомые мужчины крепко целовали друг друга при встрече не меньше трех раз. А некоторые даже прогуливались по магазинам, держась за руки. И хоть неместных здесь было все же больше, время от времени хотелось протереть глаза. Слишком нереальным казалось многое из происходящего вокруг. Своеобразный эффект создавали и постоянные призывы муэдзинов: на молитву в Катаре зовут со всех сторон и в самых разных тональностях. А типичная улица здесь — это тоннель из высоченных желтых заборов по обеим сторонам.

Но недели через полторы пребывания в Катаре меня, как говорится, начало понемногу отпускать. К тому времени, кажется, не только организм акклиматизировался, но и разум пришел в минимальное соответствие с окружающей средой. Тогда-то в старых кварталах Дохи и стали открываться глаза на жизнь в непонятной, казалось бы, арабской стране.

Оказалось, что пешеходная улица в районе Сук Вакиф ничем не отличается от своих европейских сестер: она сплошь уставлена столиками кафе. И хоть в некоторых принято сидеть по-восточному — с ногами на лавке, манеры у местных жителей вполне цивилизованные. В выходной день сюда приходят отдыхать целыми семьями, как это заведено во всем мире. Взрослые неспешно курят кальян. Дети в это время с визгом носятся вокруг. Если они слишком шумят, родители могут их шлепнуть по мягкому месту. Дети капризничают здесь так же, как в других странах. Селфи в Катаре повально делают все, даже укутанные с ног до головы женщины.«Айфон» и «Самсунг» — не пустые звуки для жителей этой страны любого достатка. Гамбургеры, пицца и сэндвичи наряду с шаурмой, масалой и кебабом здесь вполне стандартный перекус. Торговые центры ломятся от товаров европейских и американских брэндов. По-английски здесь говорят не хуже, чем в любой другой развитой стране. Но главное, что люди тут смеются, плачут, ссорятся, радуются и грустят так же, как весь мир. Пусть их лиц порой и не видно.

Конечно, глупо было бы надеяться, что на совершенно разных широтах и в таких разных ландшафтах будет одна и та же культура. Сегодня можно либо радоваться, либо сожалеть, что люди в разных частях света такие разные. Но пусть все мы и живем по-своему, пусть далеки друг от друга и географически, и цивилизационно, надо помнить об одном: мы люди, а значит, мы одинаковы. Не только и не столько внешностью или поведением. Все мы одинаково красивы. Все мы одинаково достойны. И как жаль, что сегодня как раз об этом забывают. А ведь достаточно просто присмотреться к человеку рядом, чтобы увидеть: он такой же, как я. Интересно, смог бы тогда хоть кто-то причинить другому вред?

artem.kirjanov@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter