Солнечный свет для голых чиновников

Не только мафия бессмертна, не только вера в светлое будущее неиссякаема. Коррупцию, многие верят, не задушишь, не убьешь, она стала неотъемлемой частью жизни...

Не только мафия бессмертна, не только вера в светлое будущее неиссякаема. Коррупцию, многие верят, не задушишь, не убьешь, она стала неотъемлемой частью жизни — вопрос только в степени: как сильно опутала страны и континенты? Ведь не только высокие цены на продовольствие и безработица стали катализатором революционных процессов, которые сотрясают сегодня страны Магриба и Аравийского полуострова: коррупция, сросшаяся с властью сиамскими близнецами, тоже сыграла немалую роль.


Многие иностранцы, живущие в Азии, уверены, что коррупция — это такая специфическая региональная особенность, бороться с которой смысла нет, — все равно проиграешь. Однако опыт Сингапура доказывает: коррупцию победить можно.


В отличие от молодого Сингапура исторические хроники седого Китая полны рассказов о коррумпированных чиновниках, чаще безнаказанных. Борьба с коррупцией — неизменная тема всех последних съездов, пленумов и заседаний Госсовета. Она достигла таких размеров, что стала угрожать и социальной стабильности, и темпам экономического роста. Китайские руководители — прагматики до мозга костей. Поэтому о полной победе над коррупцией говорить перестали, сегодня главное — взять ее под контроль. Ведь, как известно, даже угроза смертной казни жаждущих обогащения чиновников не останавливает: они берут больше и отправляют жен и детей жить за границу. Таких называют «голыми чиновниками». Однако теперь такой стриптиз может им дорого обойтись.


За прошедший год КПК три раза уточняла кодекс поведения чиновников, все более ужесточая требования к слугам народа. И если раньше они отчитывались перед партией только за себя, то теперь в орбиту всевидящего ока контрольных органов попали и члены их семей. Ведь ни для кого не секрет, что у «голых чиновников» всегда на руках паспорт с открытой визой в страну, с которой у КНР отсутствует договор об экстрадиции, — чаще всего в Канаду. За прошедшие годы за границу сбежали более 4.000 чиновников, прихватив более 15 млн. долларов. Отныне чиновник обязан сообщать «по инстанции» обо всех изменениях в семейном положении и передвижениях за границу ближайших родственников. Семейных деталей, которыми придется делиться с партией, много, в значительной степени они касаются деловой активности: нужно отчитываться о зарплате и получаемых государственных субсидиях, доходах из других источников (например, от чтения лекций), обо всех объектах недвижимости, которыми владеют все члены семьи, имеющихся в собственности акциях предприятий, котирующихся на бирже, и о долях собственности в предприятиях, которые никому на бирже не известны, обо всех финансовых инвестициях (например, определенных страховых полисах) и т.д., сделанных как на территории Китая, так и за рубежом.


Более того, в орбиту интересов антикоррупционных органов попали и любовницы высокопоставленных мздоимцев. Любовница для успешного бизнесмена и удачливого чиновника в Китае — атрибут столь же необходимый, как роскошный автомобиль и дорогая недвижимость. Частенько влиятельные чиновники вообще не дотрагиваются до взяток — все денежные потоки идут через подруг. Недавно в стране прошло несколько громких судебных процессов, где на скамье подсудимых вместе с коррумпированными слугами народа оказывались и их любовницы. Ничего личного — расплата за бизнес.


Можно было бы, конечно, порадоваться за жесткие и публичные меры в отношении расхитителей социалистической собственности. Но обольщаться все же не стоит: информация о доходах чиновников и членов их семей достоянием общественности не станет. Все будет в лучших китайских традициях политики «за закрытыми дверями»: нижний чин докладывает начальнику, тот — своему, и далее вверх по пирамиде. Народ деклараций не увидит.


Тем не менее народу предлагают не стоять в стороне, а осуществлять контроль — в интернете. Форумы, чаты и «сигналы» на специализированные сайты давно стали бесценным источником информации для соответствующих органов. Сейчас в Китае разрабатываются законы и положения для того, чтобы население беспрепятственно использовало свое право на контроль через интернет. «Солнечный свет является наилучшим антикоррупционным средством, прозрачность — наилучшим контролем над властью», — написано в недавно опубликованной Белой книге «Усилия Китая по борьбе с коррупцией и формированию неподкупного партийного и правительственного аппаратов». Только за прошлый год бдительные граждане направили в компетентные органы 1,43 млн. жалоб на взяточничество и нецелевое расходование государственных средств. Благодаря им более 1,3 млрд. долларов удалось вернуть в казну.


В 2010 г. в Китае различным видам наказания подверглись 146.517 чиновников, 11 из них — в ранге от министра и выше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter