Как промышленный город стал джазовой Меккой?

Солигорск играет джаз

Какие ассоциации обычно рождаются при упоминании Солигорска? Промышленный центр, калийные соли — серьезно, полезно, но неромантично. О том, что сегодня город — еще и столица белорусского джаза, знают только ценители. Да–да, в Беларуси есть джаз и есть место, где учат играть именно эту музыку и куда регулярно съезжаются на фестивали поклонники импровизаций и сложных ритмов. Корреспонденты «СБ» попали в Cолигорскую детскую школу искусств в поисках юного дарования — Софии Курлович. 8–летняя пианистка и музыкальный вундеркинд уже успела прогреметь не только на всю Беларусь, но покорить соседнюю Россию и несколько других стран.


Дипломы и сертификаты на стипендии и награды — на столе россыпью. Скромные подтверждения больших побед. Подписи внушают уважение: талант юной белоруски оценили все — от пианиста Дениса Мацуева до кинорежиссера Эмира Кустурицы.

Светлана Петрович занимается с Соней третий год.
— Это только за 2017–й, — признается педагог Светлана Петрович. С Соней она занимается уже третий год. Говорят, что выдающимися исполнителями становятся непременно дети музыкантов, но София Курлович из обычной семьи: папа работает на производстве, мама — медсестра в детской реанимации. В музыкальную школу девочку привела тетя. Несколько месяцев притирки и приглядки — и уже в 6–летнем возрасте малышка завоевала свою первую победу: 1–е место на проводящемся здесь же Международном конкурсе джазовой и эстрадной музыки Jazz–time. Затем на первом же телепроекте «Талент краiны» девочка стала абсолютной победительницей. Тогда Софию Курлович узнала, без преувеличений, вся страна: когда ребенок, не смущаясь и не запинаясь, исполняет сложные вещи, да не по нотам, а импровизируя, даже самый несведущий в музыке человек поймет — речь идет о большом таланте.

Конкурс за конкурсом, ступенька за ступенькой, но, как говорили древние римляне, «ничто не получается из ничего». Не вырастают на ровном месте юные гении: для этого нужны условия. Солигорская детская школа искусств открылась в 1988 году, и среди педагогов было несколько музыкантов джазового направления. Откуда? Так ведь в свое время город являлся центром джаза: многие годы здесь проводился Всесоюзный джазовый конкурс «Полесский кристалл», съезжались со всего СССР исполнители и коллективы, город встряхивал свинг и бибоп. Конкурс прекратил существование вместе с Советским Союзом, но джазовые ритмы уже прочно вплелись в ритмы промышленного райцентра. Олег Щербов, директор Солигорской ДШИ, взялся за возрождение местной школы джаза с момента прихода в учебное заведение:

— Я работаю здесь четырнадцатый год. Сегодня мы являемся инициаторами и организаторами, и финансовыми проводниками международных проектов: конкурса джазовой и эстрадной музыки Jazz–time, конкурса «Хореограф и я», театрального форума «Театрон-Line», проекта «Москва — Солигорск. Транзит».

Оживленная среда — то, что нужно для творческого роста. Благодаря проекту «Москва — Солигорск. Транзит» Софию Курлович заметили известные московские джазмены Андрей и Михаил Ивановы.

— Специально для Софии они сочиняют музыкальные произведения. Сняли наше выступление на видео, отослали Денису Мацуеву, и он сказал: «Я хочу познакомиться с этой девочкой», — вспоминает Светлана Петрович. — Теперь София включена в гастрольный график Мацуева и на протяжении года играет в самых знаменитых концертных залах России. Также она выступает с победителями «Синей птицы» прошлых лет, там свой детский «джаз–банд».

Однако еще несколько лет — и обозначится серьезная проблема: профессионально учиться джазу в Беларуси практически негде, ни на уровне музыкальных училищ (есть единственное отделение в Барановичах), ни в академии музыки. При этом под боком у нас пример Польши, пополнившей список мировых исполнителей джаза блестящими музыкантами, да и небольшая Литва может похвастаться даже не отделением — целой джазовой консерваторией.

— Учиться дальше — это, к сожалению, только в Москве или в Европе, — не без горечи констатируют педагоги. В классе Светланы Петрович были и другие одаренные дети, всем им пришлось сменить специализацию на классическую музыку и в каком–то смысле зарыть талант в землю. Для Олега Щербова это больной вопрос, он много лет борется за то, чтобы в Беларуси появилась собственная система подготовки джазовых музыкантов.

Софии Курлович эти проблемы пока не касаются: значение имеет только музыка, не важно, кто тебя слушает — вся страна, не отрывающая глаз от телеэкрана, или пара журналистов из Минска. Хочется надеяться, к тому времени, когда талантливая девочка подрастет, проблемы решатся.

Ирина КАРЕНИНА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter