Останки 44 красноармейцев и 12 медальонов обнаружили российские и белорусские поисковики в Чаусском районе

Солдаты возвращаются с войны

Белорусско-российская «Вахта памяти» проходит на Могилевщине. К раскопкам, которые проводят бойцы 52–го отдельного специализированного батальона Министерства обороны Беларуси вместе с поисковиками Могилевского областного клуба «Виккру» и клуба «Рассвет» из российского Арзамаса, присоединилась и собкор «СБ».


На часах — 6.30, а поисковики уже в строю. Позавтракали, набрали несколько пятилитровых канистр с питьевой водой — и в путь. Им целый день работать в полях, на 30–градусном солнцепеке. Здесь, в Чаусском районе у деревень Самулки, Темнолесье, Удовск, Мошок, Благовичи, в 1941–м стояли насмерть воины 61–го стрелкового корпуса генерала Бакунина и 20–го мехкорпуса. Только у села Самулки, по данным немецких архивов, за 2 дня полегло около 2,5 тысячи наших солдат и командиров. До сих пор числятся пропавшими без вести... Поднять их останки, установить имена — задача российских и белорусских поисковиков, приехавших на совместную «Вахту памяти».

Примерные координаты поиска есть. К нынешней экспедиции готовились, считай, целый год. Изучали архивные данные, опрашивали местное население. Руководитель чаусской группы «Братство», действующей под крылом областного клуба «Виккру», Валерий Безрученко поиском занимается уже 45 лет:

— Впервые вышел на раскоп пятиклассником. Тогда, в 70–е годы, мы, школьники, за одну вылазку находили десятки погибших красноармейцев. Работать было проще — еще жили в окрестностях очевидцы тех боев, при героях находили много памятных медальонов, по которым устанавливали имена...

Фрагмент сумки от патронов.

Безрученко навсегда запомнился случай: в болоте, неподалеку от места, где мы копаем теперь, нашли останки девушки–снайпера. При ней — пулемет «Максим» весь в дырках от осколков вражеских снарядов и небольшую алюминиевую пластинку, на которой боец собственноручно нацарапала девушку в каске, с длинными волосами и несколько крестов. Внизу под рисунком была подпись: «Это — я, это — они». После надпись расшифровали: 5 больших крестов — 5 убитых ею немецких офицеров, 10 маленьких — 10 вражеских солдат. А вот имя героического снайпера, увы, установить так и не смогли.

Белорусские поисковики и россияне, приехавшие на раскопки за тысячу с лишним километров, верят — в этот раз им повезет больше. Учащиеся Арзамасского приборостроительного колледжа 17–летние Коля Соловьев и Влад Щипачкин в экспедиции впервые. И уже в первый день работы им и их опытным коллегам улыбнулась удача. Сработал металлоискатель, ребята дружно и аккуратно замахали лопатами, и на поверхности появились человеческие останки, потом медальоны...

Директор городского Дома культуры Арзамаса Михаил Марков, консультант патриотического поискового клуба «Рассвет», пересчитав находки, воодушевился:

— В Чаусском районе мы в 6–й раз, за все прошлые годы подняли останки 70 бойцов, отыскали 2 медальона, а тут сразу 6!

У деревни Самулки поисковики нашли останки 44 бойцов и немало военной амуниции.

Уже на следующий день выяснится: нынешняя экспедиция — рекордная по числу находок. Руководитель Могилевского клуба «Виккру» Николай Борисенко уточняет:

— За 2 дня подняли останки 44 красноармейцев, 12 медальонов. Чтобы сразу столько за одну «вылазку» — такое у нас за 25 лет поисковой работы впервые! Два медальона уже прочли. Один принадлежит 21–летнему Играшу Парпиеву из Ташкентской области, числившемуся пропавшим без вести с августа 1941–го, которого долгие годы безрезультатно разыскивал родной брат Пайгамбаркун. Второй — Павлу Верховоду, уроженцу города Серпухова Московской области, служившему в 26–й танковой дивизии 20–го мехкорпуса. Родные знали, что он погиб, но не знали где.

Хочется верить, что расшифровать удастся и остальные медальоны — их уже отправили на экспертизу. Поисковики надеются — им удастся докопаться до истины и помочь тем, кто до сих пор ищет погибших на войне и пропавших без вести близких. Ведь у каждого из них своя семейная «военная» история. Дед Михаила Маркова Виктор Степанович вернулся с войны лишь в 1952–м. С орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией». Освобождал Украину и Беларусь. Его уже нет в живых, но россиянин очень хочет, чтобы сын знал об этой славной странице биографии предка, о героическом прошлом всей страны. Потому и взял его с собой в Беларусь. Мише–младшему всего 6 лет, и хотя копает он не так ловко, как взрослые, но очень старается. Очищает от земли, складывает в специальные пакеты найденные при погибших красноармейцах пуговицы, противогазы... Чаусская земля и по прошествии стольких лет после войны хранит в себе солидный арсенал. На поле под Самулками подняли несколько винтовок, карабин, штык–нож, два револьвера, немало военной амуниции.
Николай Борисенко и Михаил Марков.

Опытный поисковик Борисенко, перебирая арсенал, объясняет:

— В начале войны существовала широко растиражированная легенда: немцы пуще огня боятся нашей штыковой атаки! Командиры и рядовые, выходившие из окружения, действовали по приказу — идти на прорыв. И шли. При них, погибших в Чаусском районе, мы всегда находили целые подсумки патронов. Бойцы не успевали их расстрелять...

Вот и сейчас только при 6 останках погибших собрали почти 2 ведра нерасстрелянных патронов от винтовки Мосина...

Знать правду о войне, понять, какой ценой досталась победа, — для этого и отправляются с поисковиками по местам боев сегодняшние школьники и студенты. 14–летний Дима Тимошков из Чаус в совместной белорусско–российской экспедиции участвует уже в третий раз. Ради нынешних раскопок даже отказался от поездки к морю: «Какой Крым? Мне здесь интереснее!»

В ТЕМУ

Белорусско–российская «Вахта памяти» продлится до 22 августа. После Чаусского района поисковики отправятся на Славгородчину — искать неизвестные военные захоронения, над которыми до сих пор ни памятных знаков, ни крестов. Обнаруженные останки красноармейцев впоследствии с почестями перезахоронят в братских могилах. На церемонию по традиции пригласят родственников героев, имена которых удастся прочесть по памятным медальонам.

КСТАТИ

С 1994 года на Могилевщине благодаря поисковой работе установлены имена почти 17 тысяч бойцов, числившихся пропавшими без вести, подняты останки около 1 тысячи красноармейцев. Почти сотня из них — в ходе белорусско–российских «Вахт памяти»...

оlgak53@mail.ru

Фото автора и Николая БОРИСЕНКО.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter