В Бресте с воинскими почестями перезахоронили 949 погибших красноармейцев

Солдаты вернулись с войны

В Бресте с воинскими почестями перезахоронили 949 погибших красноармейцев

ВТОРОЙ год подряд в городе над Бугом у стен 38–й мобильной бригады, что стоит рядом с Ковельским шоссе, ведущим в Украину, работал 52–й отдельный специализированный поисковый батальон Министерства обороны Беларуси. Здесь в годы войны прямо на территории нынешней воинской части гитлеровцы создали лагерь для военнопленных с циничными названием «Ревир» — госпиталь. По предположению историков, с 1941 по 1942 год оккупации в нем погибли около 15 тысяч солдат и командиров Красной Армии. В прошлом году армейские поисковики нашли в братской могиле «Ревира» 877 останков и идентифицировали двоих погибших. В этом году их было найдено 949, а список тех, кого удалось установить, пополнился еще тремя фамилиями. Родственники бойцов, чьи имена стали известны, приехали из России и Украины в Брест на траурную церемонию.

Ритуал, как и в прошлом году, проходил у памятного знака жертвам «Ревира». После короткого митинга останки были освящены и с почестями перезахоронены. Помимо родственников в процессии участвовали руководители городской администрации, дипломаты от России и Украины, ветераны, военнослужащие Бреста, руководство мемориального комплекса «Брестская крепость–герой», участники военно–патриотического клуба «Гарнизон». Словом, все те, кто так или иначе был причастен к поисковым работам, которые начались еще в мае 2012 года.


Впрочем, о самом существовании «Ревира» стало известно еще в 60–х годах прошлого века. О нем рассказали те, кому удалось выжить в этом аду. Эти воспоминания потом легли в основу трудов Сергея Смирнова. В 70–х годах здесь установили памятный знак, но конкретное место захоронения до сих пор было неизвестно. Раскопки смогли пролить свет на некоторые ранее не известные факты. Вот что говорит заместитель командира роты 52 отдельного саперно–поискового батальона Николай Фурс:


— Погибших хоронили в траншеях шириной два метра, длиной девять. Есть останки, по которым видно, что людей расстреливали. В этом году мы откопали уже 15 траншей, самая глубокая — 2,5 метра. Впрочем, немцы глубоко не копали. Это уже наносной грунт. Пленных едва присыпали землей. Мы находили сапоги, пуговицы, советские монеты и медальоны, благодаря которым можно установить некоторых погибших.


Чтобы установить фамилии, экспертам порой приходится проводить дополнительное исследование. Вот и сейчас, по словам ведущего специалиста управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь Александра Лугина, после изучения с помощью специальной техники извлеченной из медальонов бумаги данные сверялись с Центральным архивом Министерства обороны России, расположенном в Подольске. И только после этого поисковики с уверенностью назвали имена погибших: Михаил Андреев из Саратовской области, Михаил Прошин из Алтайского края и Александр Алистратов из Луганской области.


Родственники Прошина и Алистратова приехали в Брест на церемонию захоронения.


— Мы уже потеряли надежду, что когда–нибудь узнаем, где погиб Михаил Никифорович, — говорит племянник погибшего бойца Николай Прошин. — После войны его сестра, тетя Надя, инициировала поиски, но все было безрезультатно. Жаль, что сегодня уже нет в живых самых близких его родственников...


Прошедшее событие в Бресте станет памятным и для российского Алейска, откуда был родом рядовой Прошин. По словам редактора местной городской газеты «Маяк труда» Татьяны Часовских, также приехавшей на траурную церемонию, в двадцатых числах ноября на родине красноармейца пройдет торжественное мероприятие с участием местных военнослужащих, духовенства и молодежи. На могилу матери Михаила Спиридоновича они привезут землю из братской могилы в Бресте, где отныне погребен ее сын. А медальон Михаила Прошина будет передан в музей Алейска.


Сын и внук другого погибшего под Брестом бойца, Александра Алистратова — Владимир и Александр — решили передать медальон и фамильную красноармейскую звездочку бойца, хранившуюся в семье, в музей обороны Брестской крепости. Они также в свое время безрезультатно пытались узнать судьбу погибшего родственника...


Из предполагаемых 15 тысяч погибших в этом страшном лагере обнаружены останки только около двух тысяч красноармейцев. В следующем году поисковые работы в этом районе будут продолжены.


Александр Митюков


ALEXBRESTA@GMAIL.COM

 

Советская Белоруссия №219 (24356). Четверг, 21 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter