Солдаты стальной магистрали

Сегодня исполняется 135 лет железнодорожным войскам Беларуси

Сегодня исполняется 135 лет железнодорожным войскам Беларуси

Без эффективного транспортного обеспечения невозможно говорить ни о развитии экономики, ни об укреплении стабильности в обществе и росте благосостояния людей. Безопасность любого государства зависит в том числе и от скорости перемещения грузопотоков по его внутренним транспортным артериям. Корреспондент «Р» встретился с заместителем начальника по идеологической работе — начальником 1-го отдела Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Беларуси полковником Владимиром ПАВЛОВЫМ и задал ему несколько вопросов.

— Владимир Александрович, с какого времени или события в нашей республике начинается становление железнодорожных войск?

— Говоря об истории железнодорожных войск в Беларуси, хочу упомянуть тот факт, что в 1916—1917 годах в железнодорожных войсках царской России проходил службу Иван Доминикович Луцевич — в дальнейшем народный поэт нашей страны Янка Купала. Он возглавлял подразделение по валке леса на заготовку шпал для строительства железной дороги в нескольких километрах от Полоцка, на небольшой станции Боровуха.

Там офицер Луцевич написал:

Не журбуйце, тата, маці!

Я ўсядзець не мог у хаце,

Сам пайшоў па добрай волi

Паспытаць ваеннай долi,

Не журбуйце, не журбуйце!

— Когда, на ваш взгляд, общество по достоинству оценило роль и значение стальных магистралей?

— Думаю, в ходе Первой мировой войны. И в дальнейшем значение железных дорог только возрастало. В годы Гражданской войны Красная армия в больших масштабах использовала железные дороги как средство оперативного маневра войсками. До 70 % войск перебрасывалось с одного фронта на другой, случалось, что и по нескольку раз. Фронтовая история хранит немало эпизодов самоотверженности воинов-железнодорожников. Есть факты, когда они сутками сдерживали превосходящие силы противника, под вражеским огнем восстанавливали разрушенные железнодорожные пути и обеспечивали прохождение составов.

В советско-польскую войну 1920 года военные железнодорожники делали для нужд фронта невозможные вещи. Однажды на участке разрушенной железной дороги протяженностью около 10 метров они провели несколько бронепоездов по плотно уложенным друг к другу шпалам.

— И построено, видимо, немало километров дороги?

— В период с 1926-го по 1940 год железнодорожными частями построены железнодорожные линии Орша—Лепель, Гомель—Чернигов, Рославль—Могилев—Осиповичи, которые в настоящее время составляют основу транспортных артерий государства.

Отдельно надо сказать и о нашем вкладе в победу в Великой Отечественной войне. С середины 1941 года почти все части железнодорожных войск были переведены в приграничные районы для обеспечения и усиления пропускной способности стальных магистралей. Воины-железнодорожники мужественно и стойко сражались при обороне Минска и Гомеля, Орши и Смоленска.

Особую главу вписали железнодорожные войска в историю освобождения Беларуси. Только в ходе стратегической операции «Багратион» в полосе наступления четырех фронтов восстановили более 6000 километров главных и около 1500 км станционных путей, свыше 500 мостов, 21 тысячу километров линий связи.

— Были и особо отличившиеся?

— Безусловно. За годы войны двадцати шести воинам-железнодорожникам было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а сержанту Виктору Мирошниченко — Героя Советского Союза (посмертно).

После окончания войны многие воины занимались восстановлением разрушенных железнодорожных путей и строительством новых магистралей. Уже 3 июля 1945 года из Орши был отправлен поезд до Борисова по восстановленному главному пути, а 10 июля открыто движение поездов до Минска.

Железнодорожные войска участвовали в строительстве вторых путей на участках Гомель—Жлобин—Осиповичи, Гомель—Тереховка, Лунинец—Ракитное. Построили сотни километров подъездных путей к промышленным предприятиям и объектам народного хозяйства.

— Знаю, что и сегодня руками военнослужащих построено немало значимых для людей и государства объектов. Напомните о главных.

— Отмечу, что участвовали наши воины-железнодорожники и в ликвидации последствий землетрясения в Армении, и в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. За рекордно короткий срок произвели замену подъездных путей к разрушенному четвертому энергоблоку.

Позднее построили более 40 капитальных и наплавных мостов через такие реки, как Днепр, Сож, Западная Двина, Неман, Ясельда и другие. Нами проведена демаркация участка белорусско-литовской границы.

Визитной карточкой государства являются такие объекты, как Остров мужества и скорби, железнодорожный вокзал в столице, Мемориальный комплекс «Курган Славы», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Национальная библиотека, лыжно-биатлонная база «Заячья поляна» в Логойске.

— А чем заняты ваши подчиненные сегодня?

— В текущем году воины-железнодорожники участвуют в реализации трех государственных программ: «Дороги Беларуси», «Развитие лесного хозяйства» и «Торф».

В настоящее время продолжается техническое перевооружение железнодорожных частей и соединений транспортных войск. Внедряются новые образцы техники отечественного производства, предназначенной для повышения мобильности при строительстве мостов и проведении путевых работ. Пришедшие на замену устаревшей технике автопоезд МАЗ-АНС-10У, автомобиль на комбинированном ходу МАЗ-6303 КХ, машина для производства путевых и специальных работ МКЖ-416 получили высокую оценку как отечественных, так и зарубежных специалистов.

— Техническое перевооружение приносит положительный эффект?

— Только благодаря наведению наплавного моста через реку Западная Двина в городском поселке Бешенковичи на 120 километров сократились объездные пути для сельхозтехники и автомобилей. Думаю, что за год экономия составит сотни миллионов рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter