Знакомый замполит (теперь их называют заместитель командира по воспитательной работе) рассказал такую историю. Попал к нему в подразделение солдат, который до призыва в армию учился в духовной семинарии. Но с пятого курса его отчислили. Хорошим, дисциплинированным солдатом оказался. Однажды замполит спросил у несостоявшегося священника
: - За что отчислили?
- За "самоволку". После отбоя на дискотеку убежал - матушку выбирал...
- Разве на дискотеке нормальную матушку найдешь?! - удивился офицер.
Выпускника семинарии рукополагают в сан священника лишь в случае, если он женится. Есть и другой путь - постричься в монахи, принять монашеский, со всеми вытекающими отсюда последствиями, образ жизни. А через некоторое время - стать действующим священнослужителем. У рядового Андрея Казака, который в прошлом году закончил Жировичскую духовную семинарию со званием бакалавра богословия, жизнь складывается несколько иначе. Во-первых, на военную службу он призван согласно тому же закону, что распространяется и на всех остальных его сверстников. Пока ты не облечен саном священника, обязан стать в армейский строй, принять воинскую присягу, выполнить долг защитника Отечества. Во-вторых, Андрей жестко не планирует свою церковно-служебную карьеру. И вовсе не потому, что симпатии его на стороне светской жизни. Вчерашний семинарист считает, что для того, чтобы войти в храм духовным наставником других людей, надо быть всесторонне к этому готовым. В том числе и надежный семейный тыл у себя за плечами иметь. Не собирается Андрей жениться с бухты-барахты. Матушку на дискотеках не присматривает. Потому, наверное, и в "самоволки" не ходит?..
Хотя, если говорить о дисциплине, то рядовой (а по должности - командир отделения в роте охраны 30-й базы хранения вооружения и техники) Андрей Казак отмечает, что в семинарии порядки даже несколько жестче были, чем в армии. Возьмем хотя бы распорядок дня. Подъем - в шесть. В восемь часов - начало утренней молитвы. Завтрак. С девяти утра до половины третьего дня - занятия. Обед, немного свободного времени, затем - послушание. Немало времени в укладе семинарской жизни отводится на молитвы, выполнение различных церковных обрядов. В Жировичах мало выучить Священное Писание, катехизис, нравственное и догматическое богословие, литургику, три иностранных языка, патрологию (учение об отцах церкви), гомилетику (науку о проповедях), историю церкви и Беларуси. Надо еще и на практике многое усвоить, понять и осознать. Не случайно же в семинарии и каникулы совсем иного рода, нежели у обычных студентов: рождественские, пасхальные и летние. Но и в этом плане, пожалуй, все, как в армии. Семинаристы трудятся на огороде, в саду, занимаются плотничьим ремеслом. Кто-то водит экскурсии по территории семинарии. Андрей Казак работал - или выполнял свое послушание - в роли электромонтера и электросварщика. А в семинарии приобрел еще и специальность газосварщика. Две предыдущие профессии получил в профтехучилище.
Выходит: в Божий промысел идет человек работящий. "Такому бы в замполиты!" - почему-то подумалось мне, когда познакомился с биографическими вехами своего героя. Подумать подумал, а сказать не отважился. Разговаривали мы о вещах мирских, о том, насколько сложно вчерашнему семинаристу было адаптироваться, найти себя в армейской среде.
- Живи открыто перед всеми, будь самим собой - этому учила нас семинария. Это правило и в армии руководит мною, - говорит Андрей. - А на все остальное - Божья воля...
Казак - такой же, как и все солдаты. Ходит на те же занятия, что и все остальные его сослуживцы. Стреляет из автомата. Занимается физической подготовкой. Ходит в караул, в наряды по столовой. В белоручках не числится.
Сегодня 30-я база хранения вооружения и техники (в прошлом прославленная Иркутско-Пинская гвардейская мотострелковая дивизия, образованная еще в 1918 году героем гражданской войны Василием Блюхером, шестью орденами награжденная) - сокращенное соединение. А оставшиеся в парках и боксах танки, БМП, автомобили надо и охранять, и в надлежащем состоянии поддерживать. И если раньше для военных суббота парково-хозяйственным днем являлась, то сейчас вся неделя - сплошной парковый день.
Явившись домой на побывку, семинаристы спешат отметиться - нет, не в военкомате или комендатуре - в церкви. Андрей, поставив дома дорожную сумку, первым делом наведывается к настоятелю Свято-Варваринской церкви протоиерею Михаилу Пинчуку. Это отец Михаил напутствовал Андрея на учебу в семинарию.
Как же удается верующему солдату, почти священнику, не нарушать свои правила, соблюдать все нормы и каноны, которые требует от него вера?
- Господь знает, в каком состоянии моя душа, он понимает, что я выполняю священный воинский долг. А значит - должен следовать требованиям присяги, воинских уставов, требованиям и приказам командиров, - отвечает Андрей.
Казаку повезло с местом службы - на территории части, которая дислоцируется на окраине Марьиной Горки, есть храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. В медроте - молельная комната. Все это, конечно, не случайно. В храме Александра Невского (новое его здание помогают строить и военнослужащие) настоятелем служит благочинный Пуховичского благочиния иерей Александр Целков. В недалеком прошлом - человек военный, замполит полка. Среди других наград подполковника запаса отца Александра - орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени. Кому, как не ему, знать цену солдатского хлеба? Потому и дружат солдат и офицер запаса. Потому и тянется к настоятелю, к своему духовному наставнику бакалавр богословия Андрей Казак. Когда же солдата отпускают в увольнение, он спешит в соседствующее с городом местечко Пуховичи. Там служит настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы однокашник Андрея по семинарии - отец Сергей. И друга навестит, и в службе примет участие.
Пройдет время, и станет Андрей Казак настоящим священником, со своим приходом. А армейская служба останется в его жизни достойным багажом.
Солдатские будни бакалавра богословия
Знакомый замполит (теперь их называют заместитель командира по воспитательной работе) рассказал такую историю.