Соль семьи

Судьба: почему семилетняя Катя отказывается от удочерения за границей, предпочитая семейный детский дом в деревне Занарочь?
Судьба: почему семилетняя Катя отказывается от удочерения за границей, предпочитая семейный детский дом в деревне Занарочь?

Как-то ребятишкам в детском доме задали простой вопрос: "Сколько ложек сахара нужно положить в чай, чтобы тот был сладким?" Ответы посыпались разные - двенадцать, десять, пять...

"Когда три года назад мы взяли первого ребенка из детского дома, тот не знал самых элементарных вещей. Например, что такое соль и для чего предназначена газовая плита - однажды включил все газовые конфорки и сидел любопытствовал: что же будет? Благо обошлось, - вспоминает Петр Ковальский из деревни Занарочь Мядельского района. - Сегодня же детей просто не узнать..." Детей между тем ни много ни мало, а девять. Семеро - из детского дома. Ковальские, оформив над ними опекунство, объединили семь одиноких "я" в дружную семью и взяли к себе на воспитание. А буквально на днях они получили дом - новый, просторный, трехэтажный. Его предоставил Белорусский детский фонд. Так на Мядельщине открылась программа "Надежда и дома - детям" и появился первый семейный детский дом.

...Особняк на улице Мира украшен разноцветными шарами, хозяйка никак не может подобрать ножницы для красной ленточки (может, филировочные?), маленький Максимка еле удерживает кота. Наконец тот выпрыгивает под разрезанную ленточку в открытые двери. И я произношу про себя: "Счастья этому дому".

Семилетний Максимка родителей не помнит, и хотя в Жодинском детском доме у него было все, это "все" было общим. Так могло продолжаться долго, но однажды (ох, сколько сирот мечтает об этом "однажды"!) сюда пришли Ковальские. Хрупкий светловолосый мальчик даже сейчас вызывает желание защитить его, а что говорить о том мгновении, когда супруги увидели его впервые. Чувство сострадания было настолько острым, что домой они вернулись не только с Максимкой, но и с его другом Сережей.

14-летний Паша здесь вместе с родной сестрой Полиной. "Даже не верил, что такое может быть", - признается подросток. Он тоже рос в Жодинском детдоме, потом попал на летний отдых в семью Ковальских - и остался. Сейчас Паша мечтает о профессии стоматолога и осваивает компьютер.

А маленькая Катя здесь даже не числится. Официально она воспитанница Радошковичского детского дома. Но после летнего отдыха у Ковальских тоже: "Скорее всего, у нас останется", - говорит Жанна Станиславовна. Кстати, Катя уже была за границей, и желающих удочерить симпатичную девчушку оказалось довольно много. Но та категорически заявила: "Хочу домой, в Занарочь..."

...Пока хозяева нового дома встречают гостей, ребятишки разбирают подарки. Мальчишки тут же устраивают "гонки" - благо комнаты просторные: самая большая - 36 кв. метров. Впрочем, что детворе квадратные метры? Куда интереснее размеры новеньких машин!

- Мама зовет, - вдруг спохватывается Сергей, и все дружно бегут вниз. Жанна Станиславовна накрывает на стол. Через минуту над столом замелькают 9 ложек, и маленькая Катя скажет: "Как вкусно, мамочка!"

От первого лица

- После того, как Белорусский детский фонд наладил сотрудничество с организацией из Великобритании "Надежда и дома - детям", финансирующей строительство домов для детей-сирот, эта программа появилась и в Беларуси, - рассказывает директор БДФ Александр Трухан. - Вместе с местными органами власти мы ищем семьи, готовые взять на воспитание 5 и более детей-сирот. Покупаем для них дома, мебель, бытовую технику. И таким образом сегодня мы фактически расформировали один государственный детский дом.

Кстати

Сегодня в Беларуси 25 семейных детских домов. В них воспитываются 240 ребят, из которых 205 - сироты. С целью защиты детей, взятых на воспитание, жилые дома в течение 15 лет остаются в собственности Белорусского детского фонда. Позже, при условии сохранения статуса семейного детского дома, они безвозмездно передаются в собственность семей.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter