Соль инвестиций

Корреспонденты «СБ» на конкретных примерах изучили, как обстоят дела с инвестициями в регионах...

На совещании по работе экономики в этом и будущем году Президент поставил Правительству, а если смотреть шире, то и всей экономике такие задачи:


— Нам необходимо комплексное развитие территорий, включая промышленность и сферу услуг. Ни Правительству, ни губернаторам не следует прикрываться недостатком денежных средств.


Инвестиционная работа — еще один важный аспект этой работы. Президент ориентирует:


— Проект должен быть окупаемым, ориентированным в будущее. Только под этот проект и иностранцы деньги дадут, и внутри страны мы их найдем. Просто так никто не даст...


Корреспонденты «СБ» на конкретных примерах изучили, как обстоят дела с инвестициями в регионах.


Математика как повод для размышлений


Три года назад были задуманы два параллельных проекта с использованием иностранных инвестиций — в Ельском и Комаринском лесхозах. Предполагалось оснастить местные деревообрабатывающие производства современными сушильными камерами. Расчет делался на увеличение добавленной стоимости. Исходили из того, что пиломатериалы, прошедшие через сушилку, можно продавать дороже, выгоднее. Надеялись запустить комплексы уже в 2010–м, окупить — лет за 5 — 6. Реальность оказалась менее радужной.


В кратком изложении предыстория выглядит так. Проекты изначально пошли со скрипом. Долго пытались провести тендер. В результате поставщиком определили итальянскую фирму, выступавшую вне конкурса. Долго оформляли финансовые взаимоотношения с банками. Получив наконец оборудование, продолжительное время разбирались, что с ним делать, — поставщик почему–то не предоставил техническую документацию, ее пришлось заказывать у нашего проектного института. При этом в контракте забыли предусмотреть ответственность для продавца...


В результате сроки многократно сорваны, однако оборудование ценой огромных усилий смонтировано (пусть и с отставанием на полтора года), запущено. Что дальше?


...Директор Ельского лесхоза Василий Плех показывает знаменитую сушилку, расположившуюся на производственных площадях предприятия. Выглядит внушительно: три камеры по 120 кубов, котельная, работающая на коре (читай: на отходах)... Цикл — примерно полмесяца. Доски выдерживаются при определенных температуре и влажности. В результате улучшаются свойства пиломатериалов, растет стоимость. Если до сушки куб стоил полтора миллиона рублей, то теперь его теоретически можно сбыть тысяч на 300 дороже. Директор старается оптимистично смотреть на ситуацию, но все же признается:


— Как раз перед вашим приездом одну камеру разгрузили, отправили партию в Германию. Остальные сейчас заполнены, идет процесс. Хотя, конечно, объемы великоваты, сырья не хватает...


Сегодня в использовании дорогого оборудования две основные проблемы: сначала — чем заполнить, потом — кому продать. О том, насколько «великоваты» объемы, более наглядно можно судить по полугодовым результатам работы. В лесхозе говорят, что высушили около 800 кубометров. Это примерно впятеро меньше, чем способна пропустить сушилка, стоившая 412 тысяч евро.


Стоит упомянуть, что вообще–то «иностранная инвестиционность» всей этой затеи заключалась в участии зарубежного банка в кредитовании сделки. Платит в результате все равно лесхоз, как ни крути. В среднем по 8,5 тысячи евро в месяц. Опять немного скучной математики. Если исходить из того, что на каждом пропущенном через сушилку кубе доски пользователи выиграли примерно 30 евро, в месяц выходит 4 тысячи. Не хватает даже на половину месячного платежа по кредиту. Тогда как в идеале при полной загрузке лесхоз мог бы дополнительно зарабатывать около 20 тысяч евро в месяц...


Кто просчитывал целесообразность приобретения? Как назначался поставщик? Кто формулировал контракт с итальянцами?.. Вопросы теперь звучат несколько запоздало, и не вполне ясно, кому их задавать. Инициаторов этого, скажем, довольно смелого проекта сейчас найти сложно. И на предприятиях, и в исполкомах многие руководители сменились...


Василий Плех об инвестпроекте рассказывает максимально дипломатично, осторожно. Тоже заступил на должность, когда контракт с итальянцами уже был подписан. Теперь ему ничего не остается, кроме как изо всех сил стараться загрузить сушилку. На сайте лесхоза повесили объявление об услугах по сушке пиломатериалов. Уже отозвалось несколько частных фирм. Частичное решение проблемы Василий Плех видит в поставках древесины из окрестных районов. И связывает большие надежды со следующим годом, когда вдвое будет увеличена подведомственная лесосека:


— Это значит, что мы наконец сможем обеспечить сушилку собственным сырьем.


...Напоследок — еще один вопрос, тоже оставшийся без ответа. Просто повод для размышления... Сушильная камера — по сути, довольно простая конструкция из алюминия и теплоизолирующего материала, снабженная котельной. Тут нет высокотехнологичных решений, сложных узлов. Обязательно ли покупать ее в Италии? Открываю прайс–лист первой попавшейся минской фирмы, которая специализируется на таком оборудовании. Ее камеры аналогичной емкости обойдутся в 150 тысяч долларов. Плюс еще 25 тысяч за самую дорогую импортную котельную (или 5 тысяч — за нашу). И эта сумма, напомню, — против 412 тысяч евро...


Разумеется, мое сравнение не вполне корректно, надо учитывать еще много факторов. И все же цифры заставляют задуматься...


Итальянская техника с гомельской пропиской


Год назад в Речицком районе «Белоруснефть» презентовала свою первую буровую установку с логотипом итальянской компании Drillmec S.p.A. Это событие примечательно еще и тем, что оборудование собирали неподалеку — в Гомеле, на предприятии «Сейсмотехника». Так начинался совместный проект, имеющий сегодня все шансы выйти за пределы страны.


Drillmec S.p.A. — один из главных производителей оборудования для нефтяников в мире. В начале прошлого года итальянцы сообщили о намерении купить 19 процентов акций «Сейсмотехники». Главным условием продажи гомельчане объявили развитие производства на месте. Собственно, тут намерения сторон совпали. Сумма сделки составила почти 1,6 миллиона евро.


Заместитель директора ОАО «Сейсмотехника» Владимир Никифоров рассматривает полученные иностранные инвестиции крайне прагматично:


— К тому моменту у нас, разумеется, была своя линейка техники для нефтепромысла, геофизических работ. В то же время сотрудничество с итальянцами открывало новые весьма обширные перспективы — как для нас, так и для них. Собственно, «Дриллмек» — первый мощнейший производитель оборудования для нефтедобычи, который разглядел эти перспективы на территории Таможенного союза...


Деньги были вложены в модернизацию производства. Никифоров на местности демонстрирует, что уже сделано, что еще предстоит. Установлены более мощные кран–балки, усилены опоры с учетом новых задач, куплена установка для плазменной резки металла. На очереди монтаж современной покрасочной камеры.


Итальянцы смотрят на происходящее не менее прагматично. Для них Гомель фактически является форпостом на территории Таможенного союза. Понятно, что сборка импортного оборудования в Беларуси позволяет избежать ввозных пошлин, снизить конечную цену, более успешно конкурировать. Это тем более актуально, что намерения партнеров простираются за Урал.


В то же время гомельчане не намерены ограничиваться сборкой. Белорусская составляющая в первой вышке была не более пяти процентов. По сути, итальянцы ввезли готовые части установки, которую собрали в Гомеле. Вторая вышка была уже на четверть белорусской. Она тоже теперь работает в Речицком районе. Сегодня на «Сейсмотехнике» идет строительство очередных двух буровых установок — в них «процент местной локализации» планируется довести почти до половины.


— В следующем году надеемся выйти на рынки России и Казахстана с буровыми установками эшелонного типа. С одной стороны, полезной будет сеть продаж, которой располагают наши итальянские партнеры. С другой — белорусская «прописка» оборудования предполагает выигрыш в цене при отличном качестве, — Владимир Никифоров не питает иллюзий относительно жесткости конкуренции в этой сфере, но и не считает эти планы слишком смелыми.


Кстати, пример «Сейсмотехники» в очередной раз подтверждает: продуманная, заинтересованная инвестиционная стратегия влечет не только оживление экономики отдельно взятого предприятия. За последние годы платежи предприятия в бюджет в сопоставимых ценах возросли в несколько раз.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter