Бизнесмен открыл в Минске музей свадьбы

Сокровищница Гименея

С тем, что свадьба — дело сугубо женское, минчанин Андрей Чайка категорически не согласен. Свадебной темой он увлекся еще в конце 90–х, открыв в Минске свой первый салон свадебных и ювелирных украшений. Чуть позже — второй, а затем и третий, четвертый... Со временем сеть разрослась, доходы выросли, но по–настоящему инвестировать в прекрасное бизнесмен, по его словам, начал только 5 лет назад. Прогуливаясь по одному из голландских блошиных рынков, Чайка заприметил старую свадебную фотографию. Она стала первой в его коллекции «брачных» аксессуаров, которую на днях презентовали всем заинтересованным в первом в стране музее свадьбы.



С помещением для хранения будущей коллекции определились сразу. Все экспонаты (а их несколько сотен) переехали под крышу одного из ювелирных салонов, принадлежащих Чайке. Таким образом, смеется коллекционер, он убил сразу несколько зайцев. Сэкономил на аренде отдельного помещения — раз, сделал рекламу бизнесу — два, но главное — рассказал о свадебных традициях предков тем, кому уже совсем скоро предстоит скрепить себя узами Гименея — будущим молодоженам:

— Очень хочется, чтобы молодежь знала свои корни, традиции, понимала свою историю. Чтобы посмотрела, как любили их бабушки и дедушки, какие писали письма и какие подарки дарили. Музей — это в том числе и дань уважения поколениям соотечественников, которые внесли свой вклад в сохранение культурного и духовного наследия страны. Надеюсь, мое собрание подтолкнет молодоженов к созданию собственной семейной коллекции.

С собирательством все эти годы бизнесмену помогал известный художник, дизайнер, коллекционер Игорь Сурмачевский. Он же стал куратором необычного проекта. По нашей просьбе Игорь Вячеславович составил топ–5 самых интересных экспонатов свадебной коллекции Андрея Чайки.

1. Футляр для сладких записок (Франция, первая половина XIX в.)


Немногие знают, что для признаний в любви молодые использовали не только нарочных с письмами или голубиную почту. Порой записка была столь таинственна и конфиденциальна, что авторы передавали ее только через доверенных лиц в специальных шкатулках, которые назывались Le Billet–doux — «сладкая записка». Футляр для любовной переписки изготавливался из дорогих пород дерева (эбенового, красного), кости, черепахового панциря, серебра или золота. Поверхность мастера украшали искусной интарсией (инкрустацией, выполняемой деревом по дереву), подчеркнутой обнизью из жемчуга, перламутра, бриллиантов. На крышке часто встречалась живопись по эмали или перламутру с соответствующими галантными сценами в виде пастушков, амуров и нимф.

2. Флердоранж (Франция, конец XIX в.)


В середине XIX в. во Франции и Германии появилась традиция хранения в семье свадебного венка невесты и бутоньерки жениха. Обе вещицы собирались в композицию на фоне белого паспарту. Внутрь венка помещали кружевное сердце, выполненное из атласа и бумаги с именами новобрачных и датой свадьбы, а оформление по краям и сама рама заказывались в зависимости от культурных предпочтений новобрачных. Французский свадебный венок (на фото) сохранялся под стеклянным колпаком на специальной подушечке из красного бархата (так называемый трон любви). Такая реликвия висела на стенах дома на самом видном месте.

3. Флаконы с парфюмерией, найденные в районе нынешней Грушевки

Парфюм фабрики Генриха Брокара — один из самых желанных подарков для новобрачной XIX в. Ходит легенда, что однажды великой княжне Марии Александровне Романовой, дочери российского императора Александра II, от имени парфюмера была поднесена корзинка с фиалками, ландышами и розами. Изюминка подарка заключалась в том, что все цветы были выполнены из воска, а их аромат при этом был очень уж натуральным. С того времени Брокар удостоился величайшей милости — стать поставщиком двора Его Величества, что позволило предприимчивому французу открыть свое производство в крупных городах России.

Несколько лет назад на чердаках старых построек минской Грушевки местные жители нашли вычурные флаконы с литыми на стекле буквами «Товарищество Брокар и Ко в Москве» и «Торговый дом Ралле и Ко». Как видим, минским красавицам XIX в. были не чужды ароматы, которыми пользовались в Москве при дворе Его Императорского Величества.

4. Свадебное платье (США, 1912 г.)


Этот наряд был куплен на специализированном американском аукционе и считается самой дорогой вещицей в коллекции Чайки. Коллекционер отдал за него 5 тыс. долларов. В комплекте с платьем шли свадебный венок (флердоранж) с фатой и туфельки невесты. Также сохранилось фото: с обратной стороны карандашом написано имя невесты (Элеонора) и дата свадьбы (4 апреля 1912 года). Такой комплект — платье, венок, фата, туфельки и фотография — встречается довольно редко и ценится на антикварном рынке очень высоко.

Само платье сшито во Франции. Ткань — натуральный атласный шелк цвета шампань, украшенный брюссельским кружевом и вышивкой из жемчуга. После катастрофы «Титаника», которая случилась через 10 дней после свадьбы Элеоноры, такой фасон стали называть «платья эры «Титаника».

5. Заручальное и обручальное кольца (Беларусь, середина XIX в.)


Эти два кольца сохранились в одной из белорусских семей. Первое дарили на «заручины» (обручение). На кольце изображены две кисти в рукопожатии. Второе — обручальное (оно же свадебное), с выгравированной на нем датой свадьбы (1847 год). Оба украшения выполнены из золота 999–й пробы.

Кстати

Пока свадебных аксессуаров белорусов в собрании Чайки крайне мало. Коллекционер готов купить или принять в дар у минчан как любовные письма их родных, так и другие экспонаты, связанные со свадьбой.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 25 (25160). Вторник, 7 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter