«Практически каждая деревня имеет свое предание»: краевед Александр Кошелюк много лет собирает легенды

Сокровища родного края

Краевед из Каменецкого района знает, где спрятан клад и почему некоторые говорят, что видели в Высоковском замке призрак монаха

С жителем самого западного города Беларуси — Высокое — Александром Кошелюком мы встретились в Бресте на площадке, где большегрузные автомобили ожидали таможенного оформления для прохождения границы. Александр — дальнобойщик. Едет в рейс с грузом в Польшу. «Несмотря на Covid-19, грузоперевозки между странами осуществляются, жизнь ведь не останавливается», — философствует мужчина. 

Александр много лет собирает легенды: «Практически каждая деревня, каждый порой забытый уголок имеет свое предание». Собранные им истории, а их более полусотни, записаны со слов жителей Каменецкого, Пружанского, Жабинковского, Брестского районов. Сейчас готовит к изданию книгу. А одно из туристических агентств пожелало составить маршрут по местам, сказания о которых собрал Александр.

Александр Кошелюк собрал более полусотни преданий о родном крае.

Секрет старых елей

— Интересно, что многие наши деревни находятся сегодня не там, где были когда-то заложены. Они горели, их выкашивали болезни. И все это порождало немало историй и преданий, — говорит Александр.

— О каких событиях чаще всего сохраняется память?

— О любви, чудесах спасения и трагедиях. Очень много легенд о зарытых кладах повстанцев Калиновского. 

Недалеко от деревни Кривляны Каменецкого района есть небольшой лес, рассказывает краевед:

— Огромные ели в том лесу: старые, важные, много чего повидавшие на своем веку. И если бы они могли говорить, то рассказали бы о том, что произошло под их кронами более полутора веков назад. Говорят, на опушке леса располагался небольшой отряд вооруженных людей. Измученные долгим переходом, они устроились на ночлег. Еще солнце не взошло, а лагерь оказался в окружении. Казаки плотным кольцом обступили повстанцев, завязался бой, в котором перевес оказался на стороне казаков, и повстанцы стали уходить в лес в сторону реки. Отряд нес с собой золотые и серебряные монеты, столовое серебро, драгоценности. Говорят, что из всего отряда никто не выжил. Судьба сокровищ неизвестна, но ходят слухи, что в начале 1900-х местный крестьянин нашел в лесу медный казан с серебряными царскими рублями. Да такой большой, что не смог поднять его. Вскоре клад стал собственностью местного помещика, а счастливчик, его нашедший, получил особую благодарность. По другим рассказам, часть казны была утоплена в реке Лесная. Сегодня если пройтись по Кривлянскому лесу, тем местам, где происходили описанные события, то можно увидеть почти лунный пейзаж. Говорят, в 1930-е годы польские власти пытались отыскать здесь золото и серебро повстанцев. Несколько десятков военнослужащих в поисках сокровищ буквально перерыли весь лес, оставив после себя чуть ли не метровые ямы. Мало того, весь путь отступления отряда — от опушки леса до реки — также был обследован в то время. Довоенные искатели сокровищ предполагали, что во время отступления, спрятавшись за елью и отстреливаясь, можно было успеть закопать часть казны. Поэтому со стороны реки у всех старых елей вырыты большие ямы…

По рассказам, в фундаменте костела лежит камень с информацией о кладе.

Любовь и золото

И раз уж у нас разговор зашел о легендах, связанных с восстанием Калиновского, рассказал Александр историю и о ­любви:

— На небольшой горе недалеко от Александровки (Пружанский район) стоял лагерем отряд повстанцев. Их было немного, человек восемь. Стоял долго. Бойцы ходили в соседнюю деревню, общались с местными жителям. И так случилось, что деревенская девушка и командир отряда полюбили друг друга. Девушка часто приходила в лагерь. И вот в один из дней, когда она снова пришла к своему возлюбленному, он загадочно отвел ее в сторону. Затем отсчитал от ближайшей сосны несколько шагов и, откопав немного землю, достал небольшой казан, наполненный почти доверху золотыми монетами.

«Вот видишь, — сказал он, — это золото. Я закопаю его назад. Слева и справа две сосны, на них зарубки. Я спрячу золото ровно посередине между двумя соснами. Если с нами что-то случится, оно твое». 

Когда однажды девушка снова пришла в лагерь, то увидела, что весь отряд, все восемь человек, лежали мертвые возле костра, который еще дымился. Испугавшись увиденного, она убежала домой и долгое время никому ничего не рассказывала. И только уже будучи очень пожилой женщиной, поведала эту историю своим детям.

Кошелюк также рассказал историю панской дочки, проклятой отцом, и историю о сыне корчмаря, убитого за то, что ослушался отца и полюбил простую девушку… К слову, мой собеседник нередко дополняет легенды собственными стихами, чтобы дополнить предание образностью, метафоричностью. 

Легендарный камень

В Каменецком районе великое множество удивительных мест. Одно из них — нынешняя деревня Волчин, где родился последний польский король Станислав Август Понятовский. Александр рассказывает уникальную историю о здешнем камне:

— Когда началось строительство Свято-Троицкого костела, с окрестных полей крестьяне свозили для него камни. Как потом оказалось, среди них был один необычный. Заметили его строители не сразу, а только уже в процессе. На камне была выбита надпись, гласящая, что под ним спрятан клад. Надпись находилась на плоской стороне, а сам камень имел шарообразную форму. Люди стали вспоминать, откуда, с какого поля этот камень, но, несмотря на все расспросы, узнать это так и не удалось. Со временем эта история стала забываться, пока не переросла в легенду. Может быть, и в наши дни где-то в окрестностях Волчина лежит в земле клад, но уже без метки, указывающей на его местонахождение?

Впрочем, что говорить про клад. Ведь до сих пор неизвестно, куда делись останки Станислава Августа Понятовского. Гроб с телом привезли в Волчин из Санкт-Петербурга в 1938 году. Усыпальница оказалась ненадежной: прах из костела исчез... 

— Призрак Понятовского не навещает костел?

Краевед улыбается:

— Ни от кого не слышал. 

А вот в Высоком история монастыря бонифратров не закончилась с его закрытием. Местные жители говорят, что на остатках замковых валов, в западной части парка в Высоком, в вечернее время можно встретить призрак монаха. По легенде, в этом месте есть подземный ход, ведущий к находящемуся через дорогу зданию бывшего монастыря братьев бонифратров. За свою чуть более чем вековую историю монахи этого монастыря заслужили уважение и благодарность местных жителей. 

— Однако потом случилось ­какое-то событие, заставившее их покинуть монастырь. И только последний монах остался здесь, чтобы что-то завершить, — говорит Александр.

У руин Высоковского замка можно встретить призрак монаха.

История на всю жизнь

Александр Кошелюк уже издал одну книгу — «О чем рассказывают поля». Сейчас свои легенды он публикует в районной газете «Навіны Камянеччыны». Стихи можно почитать на сайте города Высокое. 

Редактор районки Виктор Дулевич не скрывает, что читатели ждут публикаций краеведа из Высокого: он любит вникать в мелочи. 

Александр считает, что сегодня много возможностей изучить и сохранить историю. Было бы желание: 

— В археографической карте Гродненской губернии есть перечень всех деревень. Описаны многие события — сотни страниц знаковых эпизодов из жизни людей  на территории современного Каменецкого района начиная с XV по XVIII век. Имена и фамилии наших предков, жалобы, перепись населения и всевозможного инвентаря, построек, описание боевых действий. По этим материалам даже можно изучать характер людей, живших в разные века. Мне это интересно, думаю, это увлечение на всю жизнь. 

kozlovich@sb.by 

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter