Стоит ли опасаться болота?

Сокровища под тиной

Десятую часть территории страны, точнее 11 процентов, или около 2 миллионов гектаров, занимают болота. На эти площади свои виды имеют аграрии, энергетики и экологи. Примирить их интересы должна новая Стратегия сохранения и рационального использования торфяников.


Казалось бы, болота давно стали синонимом сплошных неудобств. Но это не так, в последнее время мы все чаще и громче говорим об их ценности. «Болота многофункциональны, — полагает министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Ковхуто. — Они могут использоваться как для добычи энергетического сырья, так и для получения удобрений, как плодородные земли в сельском хозяйстве, так и как оазисы биоразнообразия, которые собирают на своих территориях великое множество животных и растений из Красной книги. Стратегия, которая была одобрена постановлением Совета Министров 30 декабря 2015 года, как раз разделила все болота по целевому назначению и упорядочила процесс их использования». 

По данным секретариата Рамсарской конвенции, цель которой — сохранение и разумное использование всех водно-болотных угодий, за последнее столетие с лица земли исчезло более 60 процентов топей. Беларусь  — одна из немногих стран, сумевших сохранить этот ценный ресурс практически нетронутым. 

«Стратегия обсуждалась со всеми заинтересованными ведомствами, — вспоминает перипетии работы над документом Андрей Ковхуто, — в том числе с Минэнерго, которые определили перспективные для разработки территории с учетом того, насколько важная роль придается Главой государства и Правительством местному сырью. Но при этом мы не должны забывать: эти угодья — очень ценные земли и для сельского хозяйства, и для сохранения биоразнообразия: на болотах произрастают многие редкие растения, гнездятся редкие птицы. Так, международный природоохранный статус получат «Полесская долина реки Буг», «Сервечь» и «Вилейты». В «Полесской долине реки Буг», например, обитают 44 вида птиц, занесенных в Красную книгу! Всего у нас 20 таких территорий». 

В стране принята также концепция энергетической безопасности. «Мы должны сократить зависимость от импортируемых ресурсов, вовлекая в баланс собственные, — раскрывает ее детали первый заместитель министра энергетики Леонид Шенец. — Это древесная биомасса и, конечно, торф. Так, в стратегии предусмотрено, в частности, вовлечение в оборот и использование торфа в народном хозяйстве». 


Немаловажно, по словам Леонида Шенца, что в торфяной отрасли наша страна, в отличие от России и Украины, сохранила систему, и она работает. На торфопредприятиях, некоторые из них являются градообразующими, трудятся 4 тысячи человек. «При тех объемах, которые мы сегодня используем, имеющихся для добычи запасов торфа нам хватит более чем на 200 лет, — заверил замминистра. — Столько времени мы можем спокойно работать, добывая около 3 миллионов тонн этого сырья в год. В 1991-м добывали 12 миллионов тонн: шесть — для нужд энергетики, остальные — для нужд сельского хозяйства. Как вы видите, сегодня эта цифра уменьшилась вчетверо. Так что мы не наносим ущерба природе. Концепция была разработана таким образом, чтобы учесть все интересы». Помимо использования торфа как топлива, ученые Академии наук предлагают его глубокую переработку. 

Стоит ли все же опасаться за болота? Основной принцип устойчивого развития торфяников, заверили экологи, заключается в том, что все естественные торфяные болота, а это более 860 тысяч гектаров, подлежат охране. Хозяйственная деятельность будет вестись только на ранее осушенных и неэффективно использовавшихся торфяниках. Кроме того, выработанные торфяники после повторного заболачивания в будущем снова смогут стать болотами и накапливать углерод, поступающий из атмосферы. А это очень важно для нас как для государства, которое планирует реализовать определенные обязательства по Парижскому соглашению, ведь, как известно, болота влияют на климат. «Успешная реализация стратегии, — прогнозирует Андрей Ковхуто, — позволит Беларуси к 2030 году сохранить в естественном состоянии 684 тысячи гектаров болот, восстановить около 75 тысяч гектаров нарушенных торфяников, сохранить более 7 миллиардов метров кубических запасов пресной воды, удержать около 500 миллионов тонн СО2 от попадания в атмосферу».

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter