Сокровища Натальи Маркович

Трогательный зимний пейзаж: старенькая избушка среди елочек из... лишайников, вдавленных в гипс... Эта композиция под названием «Хуторок» выполнена в особо модной нынче технике «терра». Работает пинский флорист Наталья Маркович и в других направлениях. Ни опавший листок, ни засохшая ягодка, ни даже песок с ракушками да камнями, перьями да кореньями не пропадут у рукодельницы.

Самые интересные идеи приходят к флористу из Пинска во сне.

Трогательный зимний пейзаж: старенькая избушка среди елочек из... лишайников, вдавленных в гипс... Эта композиция под названием «Хуторок» выполнена в особо модной нынче технике «терра». Работает пинский флорист Наталья Маркович и в других направлениях. Ни опавший листок, ни засохшая ягодка, ни даже песок с ракушками да камнями, перьями да кореньями не пропадут у рукодельницы.

Наталья Васильевна по профессии педагог, преподает флористику в Пинском экологическом центре учащихся. Счастливый человек — ведь ее профессия совпадает с увлечением. И в клубе «Палескія майстры» она — председатель.

Уже и не вспомнить Наталье Маркович, когда впервые стала крепить сухие цветочки к плоскостям. А вот лет двадцать пять назад работала в детском саду. Тогда в Пинске про флористику еще и не слыхали. Накануне 8 Марта пришла к Наталье Васильевне заведующая и пожаловалась: мол, нет у гороно денег, а так хочется поздравить своих девочек, воспитателей, с праздником. В саду только старые пластинки... Так появились у Маркович первые флористические работы — плоскостные, на этих же пылившихся пластинках.

— Мы до сих пор работаем вместе с Евгенией Анатольевной Чижовой, с которой тогда начинали. Что в голову приходило, то и творили с цветами. Поучиться не у кого было, — делится Наталья Васильевна. — Самое интересное началось, когда сад заключил договор с каким-то рыбхозом и нам — работникам — привезли карпов...

Варили воспитательницы рыбку, жарили. А потом головы карпов стали разбирать — и тут появилась идея. Можно ведь такие картины сделать! Раз из цветов получается, почему бы и косточки в дело не пустить? Вещи вышли великолепные. Так искусство кулинарное плавно перешло в декоративное.

— Мы вываривали эти кости в соде, потом отбеливали, и выходили эксклюзивные сувениры! — вспоминает рецепт мастерица. — Цветы, морозные узоры на пластинках... В основном плоскость тогда была, на объемные работы еще не решались.

После детского сада работала Наталья Васильевна воспитателем в школе-интернате, а заодно вела там кружок флористики. Тогда-то иностранные гости и заинтересовались работами талантливой белоруски. Разлетелись ее завораживающие композиции по всему миру, никто из интерната без сувенира не уезжал: ни немцы, ни японцы, ни поляки. Датчане и шведы тоже обязательно увозили с собой частичку полесской природы.

Если с утра у Натальи Васильевны появляется идея, то к вечеру уже может быть готова большая картина. Но без доработок тоже не обходится. Повесит она композицию на стеночку и ходит, присматривается. Все равно что-то захочется исправить или добавить. А временами дочь глянет и скажет: переделай, мама, не нравится мне...

Вообще, близкие ее увлечение немного недолюбливают. Результат, конечно, никого равнодушным не оставляет, а вот к самому процессу дома относятся настороженно. Оно и понятно. Когда идет заготовка цветов, по всей квартире развешиваются венички-пучки. Словно в фильмах про бабок-знахарок.

— Моя дочка тогда говорит: ну все, началось, давай купим тебе котел, — улыбается Наталья Васильевна. — Домашние меня не поддерживают. Вот и стараюсь дома творить, когда все на работу разойдутся, благо график подходящий.

Зато на кружок к флористу приходит много маленьких единомышленниц. В этом году одна из учениц едет поступать в Санкт-Петербург, мечтает стать дизайнером. Есть и любимица-девятиклассница, которая даже педагога поражает своим стремлением и упорством.

— Я даю детям возможность фантазировать. Показываю технику, остальное их творчество, — с большой нежностью рассказывает о работе Наталья Васильевна. — Вариантов очень много: бутылки оформляем, открытки... С мелочью сложно работать — приходится пользоваться пинцетом, препаратором.

За «добычей» они с девчонками ходят в лес и на речку. Камушки собирают да корешки. Японцам особенно приглянулась техника создания пейзажей из корней.

Дачка в пригороде — бесценное сокровище для увлеченного педагога. А на станции юннатов они с детьми высаживают целые плантации нужных для дела растений.

— Я еще работаю с живыми цветами: делаю свадебные букеты, композиции на стол, — рассказывает Наталья Маркович. — Мне нравится запах — это особая фитотерапия. В букете должны не только сами цветы смотреться эстетически, но еще и ароматы сочетаться. Безумно люблю алиссум скальный, который пахнет медом. Его желтый цвет будоражит, пробуждает меня к жизни.

Когда флорист садится за работу, она даже не представляет, что будет делать. Говорит, когда собирает цветы, будто чья-то рука ведет ее, и не знает Наталья Васильевна, что же получится в итоге. Совершенно не работается ей с эскизами.

А многое приходит во снах. В советские времена, когда трудно было вообще одеждой разжиться, Наталья Васильевна носила прекрасные вещи, которые всегда выделяли девушку из толпы. Ее маме иногда удавалось добыть интересную ткань...

— Померяют меня всю, отрез отложат. И пока мне не приснится фасон, шить не начинают, — вспоминает флорист.

И сегодня Наталье Маркович снятся ее будущие платья да кофточки! Да и вообще многие творческие задумки приходят во снах: там и цвет, и форма, и размер выверены до мелочей.

Много раз видела она так икону Божией Матери, которую должна сделать в бисере. Наталья Васильевна признается, что представление об этом виде декоративно-прикладного искусства у нее очень смутное. Но, кто знает, может быть, флорист-педагог раскроет в себе новый талант, и теперь уже близкие будут поражаться не травам и цветам, заполонившим их квартиру, а маленьким разноцветным бусинкам, из которых родятся новые композиции пинчанки Натальи Маркович.

Ирина БАБИЧ

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter