"Сокол" на дороге

Пятница, 13-е число, да еще вечер накануне праздника - более "подходящее" время для рейда с сотрудниками ГАИ по автодорогам придумать было сложно.
Пятница, 13-е число, да еще вечер накануне праздника - более "подходящее" время для рейда с сотрудниками ГАИ по автодорогам придумать было сложно. Однако, отставив в сторону суеверия, корреспондент "СБ" все же напросился подежурить на вечерней трассе с одним из патрульных экипажей. А поводом посмотреть, что же сейчас происходит на дороге, стали данные из официальных милицейских сводок - в связи с начинающимся огородно-дачным сезоном число ДТП резко возросло. Конечно, это вполне объяснимо: многие из дачников на зиму ставили свои авто в гаражи и на стоянки и сейчас садятся за руль после длительного перерыва, навыки потеряны и аварийные ситуации неизбежны. Но разве пострадавшим от этого легче?

Итак, борт 814. Старший наряда - прапорщик Андрей Потапович, с ним инспектор ДПС рядовой Дмитрий Суворов, а третий - корреспондент "СБ". В половине шестого вечера была поставлена задача: выехать на трассу Минск - Мядель в район столичного Северного кладбища. Ровно в шесть мы на месте. Выполняя распоряжение начальника областной ГАИ, не одобряющего скрытое патрулирование, Андрей Потапович ставит служебную машину около перекрестка на самом видном месте. Любой водитель, с какой бы стороны он ни ехал, видит пост. Так что возражения типа "Я вас не видел" или "Почему прятались" отметаются с ходу. Единственная особенность данного перекрестка - это то, что на трассе из Минска за город установлено ограничение скорости в 40 километров. Знак вполне обыденный для наших дорог. Однако недисциплинированным водителям он хлопот добавляет. И инспекторам скучать не дает.

Правда, первый час дежурства - не до проверки скоростного режима. Машины идут из столицы плотным потоком, и лихачей, к счастью, пока нет. Встав на двух направлениях, инспектора выборочно останавливают автомобили и проверяют у водителей наличие необходимых документов. Обычно процедура проходит достаточно быстро, и через одну-две минуты после остановки инспектор возвращает документы, желая на прощание счастливого пути. Но бывают и исключения. Вот Дмитрий Суворов приказывает жезлом остановиться легковому "Мерседесу". За рулем молодой мужчина, а по салону авто прыгает жизнерадостный щенок шарпея. При проверке документов выясняется, что страховка уже давно закончилась и надо платить штраф. Услышав сумму, а это 28,5 тысячи, провинившийся начинает причитать о тяжелой судьбе и убеждать инспектора, что эта сумма - вся его зарплата. Наверное, можно было бы в это поверить, если бы не рядом стоящий "Мерседес" и щенок за несколько сотен долларов, купленные явно не за такую зарплату. В общем, за забывчивость пришлось заплатить. Кстати, за время дежурства инспектора выявили еще несколько человек, у которых оказались просроченными страховки. А потому нелишне напомнить всем: перед выездом проверьте наличие действительного страхового полиса.

Когда поток машин понемногу начал редеть, появились и первые нарушители скоростного режима. Остановив старенький "Фольксваген", Андрей демонстрирует водителю показания на приборе - при положенных 40 у него было 52. Сидящий за рулем пожилой мужчина признает свою вину и говорит, что засмотрелся на дорогу и не обратил вовремя внимание на показания спидометра. Предупредив о соблюдении правил, инспектор отпускает водителя. "А как же штраф?" - не удержался и спросил я. "Понимаешь, - объясняет мне Андрей,- я же вижу, что он не лихач и нарушил не специально, его предупреди - и он действительно впредь будет внимательнее". В это время на дисплее прибора высвечиваются цифры 67. К перекрестку "летела" красная "Ауди". И вдруг, словно споткнувшись, резко стала тормозить. Стоя около инспектора, молодой парень отчаянно доказывал, что не может быть у него таких показателей. Дескать, ехал по правилам. Выслушав "объяснения", Андрей просто спросил: "Детектор есть?" - "Есть, - немного смутившись, ответил парень. - Когда он "запищал", резко нажал на тормоз". - "А теперь смотри", - предложил нарушителю инспектор. Встав рядом с машиной, Потапович сделал контрольный замер идущей по трассе машины. Одновременно с появившимся цифровым значением "запищал" и детектор в авто. Времени для торможения у водителя уже не было, скорость зафиксирована. Больше не проронив ни звука, нарушитель заплатил штраф.

Потом еще несколько раз останавливали любителей быстрой езды, и, что любопытно, те, у кого не было детекторов, признавали свою вину сразу, а другие упорно отрицали нарушение и только после наглядного урока признавали свое поражение. Естественно, что не выяснить, в чем же дело, тем паче что в машине у корреспондента "попискивал" свой детектор, было бы грешно.

Как рассказал Андрей Потапович, а он служит в ГАИ уже более 10 лет, нарушение скоростных режимов всегда было одним из самых распространенных нарушений. В разное время с этим боролись по-разному. Был период, когда размечали контрольные участки и с вертолета с секундомером определяли нарушителей, потом выявляли по спидометрам патрульных машин, затем появился прибор "Барьер" в нескольких модификациях. Именно на него и рассчитаны практически все детекторы. При замерах "Барьером" у водителя был шанс снизить скорость, прежде чем результат появится на дисплее. Сейчас же на вооружение инспекторов ГАИ начали поступать новые, более совершенные приборы "Сокол". Одним из них и пользуется сегодняшний экипаж под номером 814. Большинство из предлагаемых на рынках детекторов вообще не реагируют на "Сокола", а другие только фиксируют факт замера, когда ничего уже сделать нельзя. Так что для любителей полихачить с надеждой, что детектор вовремя предупредит о ГАИ, наступают грустные времена.

Но вот и пришло время завершать дежурство. К счастью, несмотря на 13-е число и пятницу, никаких серьезных эксцессов и аварий не было. Да и, как слышно было из переговоров по рации, относительно спокойно было на всех постах. Всегда бы так.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter