В Беларуси созданы все условия для всестороннего развития молодых людей, раскрытия творческого потенциала, поддержки молодежных инициатив. Это еще раз показал 2015 год — Год молодежи, предварительные итоги которого подвел первый секретарь ЦК БРСМ Андрей БЕЛЯКОВ.
— Каким был этот год?
— Отправной точкой Года молодежи стал 42-й съезд БРСМ, в котором принял участие Президент Александр Лукашенко. Молодежный форум прошел в формате открытого диалога, который помог выработать дальнейшую стратегию развития Союза молодежи. Нашими приоритетами были и остаются гражданско-патриотическое воспитание, поддержка молодежных инициатив, развитие студотрядовского и волонтерского движения, международное сотрудничество.
Одним из знаковых событий года стало 70-летие Великой Победы. На съезде мы дали старт новому республиканскому проекту “Цветы Великой Победы”, символ которого — цветок яблони на красно-зеленой ленточке. Он объединил сотни тысяч людей и стал наглядным свидетельством уважения к подвигу дедов и прадедов. Были и другие интересные и важные дела. Создавая “Мой фильм о войне”, наши ребята записали воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, а участники фотопроекта “70 лет мира” — правнуки солдат Победы — с гордостью рассказали о своих прадедах. “Письмо победителю”, совместный проект БРСМ и СТВ, также показал живую связь поколений. Наследники Великой Победы знают, какой ценой она досталась и хранят память о ней.
Но не только гражданско-патриотические проекты объединяют ребят. В Год молодежи мы помогли трудоустроиться 110 тысячам юношей и девушек, только в составе студенческих отрядов трудилось более 70 тысяч человек.
— Одним из самых узнаваемых проектов БРСМ стали “100 идей для Беларуси!”. Каким будет его продолжение?
— Проект мы реализуем вместе с Министерством образования, Министерством экономики, Госкомитетом по науке и технологиям, Национальной Академией наук и в этом году он получил новый импульс развития.
За год к нам пришло порядка 2 тысяч заявок с проектами и идеями! Реализация многих из них требует денежных инвестиций, поэтому коммерциализация проектов приобрела особую актуальность. На наши выставки-презентации, старт-апы, форсайт-дискуссии мы приглашаем потенциальных инвесторов. Информационной площадкой для них стал сайт “100 идей для Беларуси”. При ЦК БРСМ мы создали Совет молодых предпринимателей, что стало новым направлением в проекте.
Объединяем усилия с Парком высоких технологий и Фондом “Сколково”, благодаря чему победители и финалисты конкурса “100 идей для Беларуси” Сергей Соломевич и Денис Адамчик, Наталья Щемелева, Кирилл Левков в октябре получили возможность представить свои разработки на Международном молодежном форуме науки и инноваций БРИКС и ЕАЭС в Москве, одержав победу в трех номинациях.
Благодаря поддержке Совета Республики региональные этапы конкурса “100 идей для Беларуси” сегодня проходят в тесном взаимодействии с депутатским корпусом и местной властью. Более того, по инициативе БРСМ проект вышел на международный уровень, и в апреле 2016 года в Минске состоится первая выставка-презентация “100 идей для СНГ”.
— Расскажите об участии молодежи в президентских выборах?
— Участие Союза молодежи в выборной кампании проходило под слоганом “Наш год — наш выбор”. Мы запустили интересный проект “Открытые дебаты “Выбирай.BY”, в ходе которого состоялось множество дискуссий с участием как молодежной аудитории, так и руководителей всех уровней, аккумулированы сотни идей и предложений. Обсуждались и проблемы, часть из которых разрешалась по горячим следам.
Выборная кампания стала определенным экзаменом на зрелость для белорусской молодежи. Высокая явка, которую продемонстрировала молодежь, и большой процент голосов, отданных за действующего Президента, говорят о том, что ей небезразлично будущее страны. Она голосовала за мир и стабильность.
— Что нового было привнесено в работу в этом году?
— В Год молодежи мы сделали основной акцент на обучении молодежных лидеров, через школы, семинары, тренинги, мастер-классы. Мы учим командиров и комиссаров стройотрядов, комиссаров, волонтеров, лидеров первичных организаций. Через проекты и программы БРСМ мы ставим задачу формирования умной, грамотной, порядочной, ответственной личности. Такая задача впервые была сформулирована на 42-м съезде. Это сложно, но мы системно работаем над этим, ведь события в мире вокруг горячих точек показывают, что идеология патриотизма — это не пустой звук. И в следующем году мы намерены работать в этом ключе.
— Кто в лидерах в регионах?
— Каждая территориальная организация имеет свое лицо и весомые достижения по разным направлениям, и это здорово. По трудоустройству в нынешнем году лучше всех сработали гомельчане и витебляне. За развитие волонтерского движения можно отметить Могилевскую область. Фестивальное движение — визитная карточка Минска и Гродно. За опытом по поддержке сельской молодежи нужно ехать на Минщину. Патриотическая работа — самая сильная сторона Брестской организации, которая при поддержке всего БРСМ и местной власти возводит на территории Брестской крепости молодежный патриотический центр.
К слову, премию “За духовное возрождение”, которую в январе нам вручил Президент, мы также передали на строительство этого знакового объекта.
— Знаю, что БРСМ активно сотрудничает с российскими молодежными организациями...
— Тесное сотрудничество с Российским Союзом молодежи, российскими студенческим отрядами, национальным Советом молодежных и детских объединений России имеет давние традиции. Мы также подписали соглашение с региональной организацией “Монолит” из Курска, с которой плодотворно дружим уже более десятка лет. Получили статус организации-партнера в Молодежном совете стран Шанхайской организации сотрудничества, активно развиваем сотрудничество со Всекитайской Федерацией Молодежи. Конструктивно взаимодействуем с Советом Европы. И, конечно, активно участвуем в мероприятиях Союзного государства, работаем в Молодежном совете стран СНГ
— Что ожидаете от 2016 года?
— Будем стараться шагать в ногу со временем, поддерживать традиционные направления, генерировать новые идеи, которые вызывают интерес у самой молодежи. Словом, постараемся сохранить высокий накал, с которым мы работали в 2015 году.