Соха и крест Василия Белова

ПЕЧАЛЬНЫЕ новости пришли из Вологодской области. После долгой болезни 4 декабря 2012 года умер писатель Василий БЕЛОВ — один из основателей жанра «деревенская проза», лауреат Государственной премии СССР, награжденный орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Непростым был путь, который проделал вологодский мальчишка к званию родоначальника «деревенской прозы»

ПЕЧАЛЬНЫЕ новости пришли из Вологодской области. После долгой болезни 4 декабря 2012 года умер писатель Василий БЕЛОВ — один из основателей жанра «деревенская проза», лауреат Государственной премии СССР, награжденный орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье русского Севера. Его отец Иван Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей.

Окончив семилетку, будущий писатель работал в колхозе, затем учился в школе ФЗО. После нее плотничал в строительно-монтажном управлении, был слесарем-мотористом, дизелистом, электромонтером на железнодорожных станциях в Ярославле. Служил в армии в 1952—1955 годах. В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины». Столярничал на заводе в Перми. С 1956 года — член КПСС, сотрудник районной газеты «Коммунар» в Вологодской области.

В 1958-м — секретарь райкома комсомола в Грязовецком районе на Вологодчине. В 1959—1964 годах — учеба в Лит- институте. С 1963-го в Союзе писателей СССР. В 1981-м ему присуждена Государственная премия СССР, а с 2003-го — Госпремия Российской Федерации.

В произведениях Белова нашла свое отражение горькая судьба русской деревни, оказавшейся в эпоху жестоких социальных экспериментов. Родная Тимониха послужила писателю прообразом «деревни Бердяйки», изображенной в одноименной повести (1961 г.). За ней последовали повесть «Привычное дело» (1966 г.) — о судьбе колхозников-северян Ивана Африкановича Дрынова и его жены Катерины, «Плотницкие рассказы» (1968), в которых судьба русской деревни показана через историю дружбы-вражды двух стариков-соседей — «романтика» Олеши Смолина и активиста-краснобая Авинера Козонкова. В 1972 году появилась в печати первая часть романа «Кануны» — «Хроника конца 20-х годов», в 1977-м — вторая часть «Хроники», а в 1994—1998-м — «Год великого перелома» (хроника девяти месяцев) и «Час шестой. Хроника 1932 года». Это огромное произведение посвящено изображению русской северной деревни накануне сплошной коллективизации во время ее проведения и в первые колхозные годы.

Белов — глубокий знаток народного юмора, блестки которого рассыпаны по всем его произведениям: особенно их много в цикле юмористических миниатюр «Бухтины вологодские» (1969 г.).

За свои произведения Василий Белов был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1982 г.), орденом Ленина (1984 г.), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003 г.), орденом Почета (2008 г.).

Белов говорил, что писателем он стал вовсе не из удовольствия, а потому, что «накипело на сердце, молчать стало невтерпеж, горечь душила». Одним из последних больших дел литератора было восстановление Никольской церкви в родной деревне. Белов возвращал храм к жизни с топором в руках. Инсульт, продолжительная болезнь и смерть настигли Василия Белова после того, как односельчане разграбили и осквернили церковь в Тимонихе, которую писатель восстановил на свои средства.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в связи со смертью писателя и общественного деятеля Василия Белова направил соболезнования его родным, друзьям и коллегам. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.

Председатель

Суров и озабочен,

В болотных сапогах,

В ходу до полуночи,

С восхода на ногах.

Он ходит загорелый,

Как будто заводной,

Кивает поседелой

Тяжелой головой.

Доярки и льноводы

К нему на первый суд

Несут свои невзгоды

И радости несут.

По той простой

                             причине

Ему нельзя болеть...

В нелегком

                     этом чине

Он ходит много лет.

И нет границ

                                  такому

Терпенью и уму.

Я памятник живому

Поставил бы ему.

Чтобы всегда

                            стоял он,

Не умирал в веках,

В кепчонке

                       полинялой,

В болотных сапогах.

 * * *

Коль работать

                          идешь —

Рукава засучи,

В одиночку поешь —

И в строю не молчи.

Поле вспахано — сей,

Потянулся — бери,

Замахнулся, так бей,

Намекнул — говори!

Есть лишь

               правда и ложь,

Кто не здесь, значит, там,

Не с друзьями идешь,

Значит,

          служишь врагам.

Хорошо,

                        коль дожил

Ты до поздних седин

Презирающим гниль

Золотых середин!

ПРОСВЕТЛЕНИЕ

(Рассказ бабушки)

По нонешней-то поре балясы точить не больно и сподручно, времечко дорогонько. Народ теперь сплошь торопливой, с одного на другое перескакивают. Утром-то иной еще и порточки не застегнул, а ноги уж в сапогах. Сердешной, до вечера так и бегает, остановить некому. Да вот хоть меня возьми, дурочку. Волосьё-то сивое, а на месте редко сижу. Туды-сюды, сарафан только шумит. Бежишь да и думаешь: «Опеть будто ветром из дому-то выдуло. Откуда эдака?» И смех и грех, поздороваться некогда, не то что сон рассказать.

А вот раньше поговорить-то любили. На что, помню, Митя-пастух, только и знал — темно да рассвело, язык-то проглотил с малолетства. А и то по деревне утром идет, не торопится, язык-то не действует, дак колотавочки в руках выговаривают:

И родится пригодится,

И умрет не уйдет!

Зимнее дело, темное. Лучины-то нащепаешь копну порядошну. Сидим, пока петух не пробудится, про все переговорим. Не всяка добра лучинка-то, от иной в ноздре, как в трубе. От еловой-то. И осиновая пропрядывала: эту гореть всем миром уговариваем. Зато от березовой копоти нету, огошек ясный. Наши коклюшки брякают, языки того пуще. «Ой, девоньки, а лучина-то вся!» Ну, вся так и вся, посидим и в потемках. Куфтыри с кружевами в сторону, за песни примемся.

Художественные фильмы и телеспектакли по произведениям Василия Ивановича Белова:

«Африканыч» (телефильм). Режиссер М. Ершов, «Ленфильм», 1971 г. По повести В. Белова «Привычное дело».

«Плотницкие рассказы» (телеспектакль). Режиссер П. Резников. «Экран», 1973 г. По одноименному произведению Василия Белова.

В ролях: Борис Бабочкин, Петр Константинов, Василий Бочкарев.

«Целуются зори» (фильм снимался в Вологде и Тотьме). Режиссер Сергей Никоненко, сценарист Василий Белов. «Мосфильм», 1977 г. По одноименной повести Василия Белова.

В ролях: Иван Рыжов, Борис Сабуров, Андрей Смоляков, Мария Скворцова.

«Красный обоз» (фильм снимался под Вологдой). Режиссер Валерий Чиков. «Мосфильм», 1989 г. По рассказу Василия Белова «Скакал казак».

«По 206-й» (фильм снимался в Харовском районе Вологодской области). Режиссер Виталий Кольцов, сценарист Василий Белов. «Мосфильм», 1990 г. Социально-психологическая драма по одноименной пьесе Василия Белова. Приз кинофестиваля «Золотой Витязь-92».

В ролях: Сергей Гармаш, Евгения Добровольская, Вадим Райкин, Павел Кормунин, Герман Орлов, Мария Скворцова.

«Все впереди». Режиссер Николай Бурляев. «Беларусьфильм», 1990 г. По мотивам одноименного романа Василия Белова.

В ролях: Борис Невзоров, Татьяна Петрова, Владимир Гостюхин, Аристарх Ливанов.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter