Софья — золотые ручки

Нелегальные скупщики и продавцы ювелирных изделий — элита «серого» бизнеса...

Нелегальные скупщики и продавцы ювелирных изделий — элита «серого» бизнеса. Респектабельные, по-своему честные — во всяком случае, с клиентами. Не каждый решится и назвать их преступниками. И только сами дельцы знают, какой ущерб наносят обществу. Через их руки проходят колоссальные суммы. Каждый из них постоянно помнит: за нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями — до 8 лет с конфискацией. Работа непыльная, а на душе постоянно неспокойно. Осознанный риск, готовность в одночасье все потерять — испытания серьезные. Но алчность не дает оставить промысел.


Золотая


Могилевчанку Софью Миронову жизнь не баловала, подставляла подножки. В одиночку растила дочь. Пробовала заняться коммерцией — безуспешно.


Но однажды, отправившись в Турцию, 45–летняя Софья Алексеевна познакомилась со знойным Арифом, в которого влюбилась без памяти. Правда, сам мачо, как вскоре выяснилось, на романтику настроен не был.


По его научению Миронова стала возить золотые кольца, цепочки, кулоны из Турции в родной город. Продавала знакомым и незнакомым. По неопытности быстро попалась. В отношении ее завели уголовное дело, затем осудили. К счастью для Софьи Алексеевны, условно. Но допросы, очные ставки потрясли, напугали. Разум подсказывал: надо завязывать. А шальные деньги засасывали, словно рулетка, наркотик.


В общем, от дел она не отошла, но стала осторожнее. Сама больше никаких украшений никому не предлагала. Зато облюбовала престижный салон красоты и начала постоянно туда захаживать: сооружала прически, омолаживалась, делала маникюр, макияж. И при каждом визите на ее длинных пальцах вызывающе сверкали бриллиантами великолепные кольца. Причем всякий раз разные.


Реклама сработала: украшения привлекли внимание работниц салона, посетительниц. Товар стали активно заказывать. Поставщица получила лестную для себя кличку — Золотая.


Пятно на репутации


Вопреки расхожему мнению дамы умеют держать язык за зубами. Софья Алексеевна процветала, обзавелась клиентурой, ее больше не беспокоила милиция. Но алчность росла. Однажды Золотая обидела клиентку. В колечке для пирсинга сломалась застежка. Софья Алексеевна категорически отказалась заменить украшение или устранить дефект. Разозленная покупательница пошла в милицию.


Следователя по особо важным делам Жанну Борисенко мало заинтересовал мелкий бабий конфликт, за который все равно нельзя привлечь к ответственности. Но она поняла другое: Миронова подпольно торгует золотом.


Доказать этот вид преступлений очень непросто. «Золотых» нужно брать только с поличным. К моменту описываемых событий Софья Алексеевна наведывалась в салон красоты уже 2 года. Если поначалу работала скромно: закажут перстень — принесет пять на выбор, то теперь осмелела. Волокла каждый раз целую «витрину»: массивные кольца, цепочки, браслеты.


В день задержания при ней оказалось 30 изделий весом от 5 до 70 граммов и немалые деньги. Легко расставшись с серьезной суммой, Софья вдруг стала слезно просить не изымать у нее банкнот в... 1 доллар. Этот «зеленый» дал ей на счастье как талисман турецкий мачо.


Защитный рефлекс


Всплакнув, задержанная позвонила не родне, а самому модному в Могилеве адвокату. Она постоянно ждала неприятностей и основательно к ним готовилась.


Стала изображать из себя простушку. Дескать, в золоте ничего не смыслит. Просто ехала в Турцию, знакомые попросили привезти украшения, даже нарисовали модели в блокноте. Она и согласилась по доброте душевной.


Купить золото для перепродажи или по чьему–то заказу без личной выгоды — конечно, не одно и то же. Золотая могла отделаться легким испугом. И тогда следователь Жанна Борисенко пошла в салон ювелирных изделий. Там ей на время без оплаты или залога доверили очень дорогое кольцо с бриллиантами. Надеть его на палец в магазине при посторонних она не решилась, сделала это только в своем кабинете.


Софья Алексеевна, которую привели на допрос, великолепное украшение не оставила без внимания. Лицо Золотой перекосила злоба: дескать, а сами–то вы, Жанна Михайловна, к золотишку неровно дышите. Следователь небрежно отмахнулась: это же бижутерия. Тут ее подопечная, не сходя с места, и выдала, что кольцо российского производства, сколько в нем граммов золота, какой пробы, сколько каратов в камне. Тем себя и выдала: показала, что настоящий профессионал.


Кстати, Золотая, как и ее коллеги, никогда не носила турецких украшений, которые предлагала клиенткам. Себе все покупала в магазинах, клейменое. Случалось, выменивала на импортный ювелирный ширпотреб вышедшие из моды, но качественные золотые изделия, сделанные на белорусских и российских госпредприятиях.


Впрочем, это отступление. В изоляторе временного содержания Золотая провела всего трое суток. Затем ее выпустили под подписку о невыезде.


Тяжелый недуг


Когда поставщица украшений понадобилась для проведения следственного эксперимента, ее мобильник долго молчал. Потом вдруг взорвался незнакомым голосом. Дескать, что же вы, бессердечные, с человеком сделали?! До самоубийства довели своей процедурой расследования! Это выражала свое возмущение врач психиатрической больницы, где попыталась спастись от неприятностей Софья Алексеевна.


Душевное заболевание? Это очень серьезно. Подследственную срочно направили в Минск на стационарную экспертизу. Там сделали вывод: вполне вменяема.


Поняв, что проиграла окончательно, Золотая смирилась, понадеявшись на очередное условное наказание. На свободе ее действительно оставили. Но материальные потери были ощутимыми. По визам в паспорте подсчитали: за 2 года преступница слетала в Турцию 25 раз и всегда возвращалась с новой партией украшений. Ее заставили возместить государству неправедный доход и выплатить солидный штраф вдобавок. Всего получилось около 10 тысяч долларов по курсу. Для обычного человека — огромные деньги. Но...


Продолжение следует


В элитном микрорайоне угнали «Лексус». Трое офицеров милиции искали свидетелей, делали поквартирный обход. Поднялись на второй этаж, позвонили одновременно во все квартиры. Первой отворилась дверь, у которой стояла следователь по особо важным делам Жанна Борисенко.


Из просторной прихожей глянули недобрые глаза хозяйки: «Как вы меня на этот раз вычислили? Ведь никто ничего не видел!»


Софья Алексеевна отдала долги, «почистила перышки», живет в элитном доме. Но совесть ее по–прежнему не чиста. Золотой и в голову не приходит, что сотрудники милиции могли прийти к ней не как к подозреваемой, а как к свидетелю.


Следователь по особо важным делам управления Следственного комитета по Могилевской области подполковник юстиции Жанна Борисенко уверена: Софья по–прежнему в своем бизнесе, история эта еще получит продолжение.


Прямая речь


Оксана Соленюк, официальный представитель управления Следственного комитета по Могилевской области:


— Валютчики, скупщики и продавцы золота, конечно, не внушают такого отвращения, как насильники или грабители. Но они не платят налогов, подрывают экономику. Именно по вине этих «интеллигентов» в государственной казне так часто не хватает денег на ремонт дороги, оборудование для больницы или новый компьютерный класс для детворы. Теневиков трудно взять с поличным, а если удается, отбыв наказание, они почти всегда возвращаются к своему промыслу. И будут процветать до тех пор, пока у них будут клиенты. Есть повод задуматься.

 

Оперативная съемка предоставлена сотрудниками управления Следственного комитета по Могилевской области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter