Книжный навигатор

Соединить жест и слово

Книжный навигатор
В.П.Рагойша. Асновы вершазнаўства. Мiнск, Выдавецкi дом «Звязда», 2013.

Известный литературовед профессор Вячеслав Петрович Рагойша написал не одно пособие по теории литературы. Его «Паэтычны слоўнiк» еще в 1980–х стал заметной книгой, и молодые поэты осваивали по ней новые формы, а также и новые литературные имена, поскольку каждая статья — об акростихе, лимерике или газели — сопровождалась яркими примерами. И нужда в таких изданиях не исчезает, как не пропадают начинающие писатели и поэты... Многие из которых, страстно желая славы, имеют довольно расплывчатое понятие о ритме, рифме, структуре художественного текста и т.д. Вот для них просто необходимо иметь пособие от Вячеслава Рагойши, в котором доступно и на примерах объясняется, что такое метризованная проза и рифмованная проза, верлибр и версет, цезура и стопы. Есть здесь и практикумы — ведь книга создана, чтобы ее можно было использовать как учебник. А еще как хрестоматию замечательных образчиков белорусской поэзии.

Нил Гейман. Никогде. Москва, АСТ, 2014.

Гейман — один из самых известных сегодня «новых сказочников», создателей городской мифологии, юмористического фэнтези, и как только сегодня не определяют этот очень популярный жанр. Если Терри Пратчетт создал свой Плоский мир, то Нил Гейман — Подземный Лондон, Под–Лондон, состоящий из канализации, катакомб, подвалов и пр. Там есть лабиринты и дворцы, рынки и ринги, воры и аристократы, наемные убийцы, торговцы и безумные изобретатели, крысы, вампиры и даже падший ангел. Страсти кипят, интриги плетутся, кровь течет рекой... В Подземный Лондон «выпадают» из надземного Лондона те, кто там не нужен. Вернуться назад нельзя, для «обычных» людей ты просто тень, обряженная в стиле стим–панк. «Агенты» Подземного Лондона — нищие, бомжи, городские сумасшедшие, воры... Как положено, главный герой, мелкий лондонский клерк Ричард Мэйхью, зауряден, маломощен и ни в какие чудеса не верит. Жить ему тоскливо и неуютно, поскольку Ричард более добр и доверчив, чем окружающие, в том числе властная невеста, им пользуются, и бедолага вечно делает не то, что ему хочется, а то, чего от него ждут.

Однажды он находит на улице раненую девушку в странном наряде, приволакивает (он же добрый!) домой. Девушка по имени Дверь обладает магическими способностями, за ней по пятам следуют два инфернальных убийцы, жрущие живых крыс, ну и... Герой невольно попадает в опасный мир, для которого совершенно не приспособлен. Согласитесь, до боли знакомая завязка, напоминающая целую плеяду произведений, от «Автостопом по Галактике» до «Короля–Рыбака» и тем более фэнтезийных сериалов, в качестве одного из которых и родился «Никогде». Разумеется, столкновение героя–простофили с волшебным миром вызывает массу комических ситуаций. Он будет проситься назад, тупить, в конце концов, обнаружит в себе необходимый героизм, всех спасет, вернется домой, где снова затоскует и попросится назад в канализацию... А читателю останется гадать, не были ли это глюки (на что есть в тексте толстый намек). В общем, достойный образчик жанра, где Гейман — признанный мастер.

Советская Белоруссия №68 (24451). Пятница, 11 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter