Соединенные Штаты Европы

Гостиничный комплекс "Порто-Каррас" на греческом курорте Халкидики, что в 150км от Салоников, напоминает в эти дни нечто среднее между осажденной крепостью и церемонией вручения "Оскара" для политиков: обилие полиции и европейского политического бомонда скажут даже далекому от мировых проблем туристу, что саммит Евросоюза, призванный стать поворотным пунктом в истории организации, стартовал.
Гостиничный комплекс "Порто-Каррас" на греческом курорте Халкидики, что в 150км от Салоников, напоминает в эти дни нечто среднее между осажденной крепостью и церемонией вручения "Оскара" для политиков: обилие полиции и европейского политического бомонда скажут даже далекому от мировых проблем туристу, что саммит Евросоюза, призванный стать поворотным пунктом в истории организации, стартовал. На побережье Эгейского моря европейским делегатам предстоит разобраться с рядом вопросов: политикой ЕС в области иностранных дел и обороны, иммиграции, занятости. Но все они являются скорее разогревом для главного писка греческого сезона: рассмотрение уникального проекта европейской Конституции, который превратит ЕС в нечто вроде Соединенных Штатов Европы. Греция, которая сейчас "закругляется" со своим председательством в ЕС, сделала все возможное, чтобы создать европейским лидерам самую благоприятную атмосферу для раздумий о судьбе Европы. В городок Мармарас вблизи комплекса "Порто-Каррас" было не попасть уже за две недели до саммита, его жителям вручены особые пропуска. Сейчас многотысячный полицейский "буфер" размещен между местом проведения саммита и Салониками, где в четырех кемпингах устроились антиглобалисты, жаждущие помешать проявлению энтузиазма евроцентристов. Впрочем, возможно делать им будет нечего: проект Основного Закона Евросоюза, частично озвученный еще за неделю до саммита, был и так встречен где с прохладцей, а где и в штыки. Несмотря на 15-месячные ожесточенные споры разрабатывающих Конституцию 105 членов конвента во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д`Эстеном, угодить всем 25 странам - членам будущего "лоскутного" Евросоюза вряд ли возможно. Усиление центральной власти в ЕС вызывает у "малых кандидатов" справедливые опасения: кошка плюс мышка, как известно, всегда равняется кошке. Добавьте сюда еще взрывоопасный коктейль из противоречий между старой и новой Европой, атлантистами и европеистами, католическими постулатами Польши и Испании и мусульманской Турции, настойчиво барабанящей в двери ЕС, и картина раскола станет явной. Да и сам проект исторического документа, который должен заменить бюрократическую россыпь договоров, регулирующих деятельность ЕС, несовершенен. Чересчур много внимания уделяется учреждению постов президента (выбирается сроком на 5 лет Европейским советом, в который войдут лидеры стран - членов ЕС) и министра иностранных дел Европы, тогда как рядового гражданина будущей 450-миллионной новой Европы это волнует меньше всего. Зато активный "агитпроп" президентского поста Францией и Великобританией и вовсе заставляет маленькие европейские государства опасаться за силу своих голосов в "златозвездном" сообществе, ведь, по прогнозам некоторых аналитиков, президент ЕС будет слабой фигурой на бумаге, но достаточно сильной в реальной жизни. В Еврокомиссии же, несмотря на расширение ЕС, к вящему неудовольствию многих кандидатов, осталось 15 членов, как и ранее, только страны теперь будут поочередно друг друга менять. Решения в Евросоюзе будут приниматься большинством стран, представляющих по меньшей мере 60 процентов населения всего союза. Увы, но сохраняется вето отдельных европейских государств при решении вопросов, касающихся налогов, внешней политики и политики безопасности. Да и Европейскому парламенту, депутаты которого и без того раздражают избирателей финансовыми скандалами (деньги на их содержание уходят, как в песок), предоставляется больше прав, чем когда бы то ни было до сих пор. Отныне страсбургские народные представители получают право не только участвовать в обсуждении проблем, но и в их решении, как только речь зайдет о распределении сельскохозяйственных дотаций или о формировании общеевропейской пограничной службы. И потому любой из 450 миллионов жителей нового Евросоюза, которым, согласно преамбуле новой Конституции, принадлежит власть, может задаться вопросом: зачем, собственно, участвовать в выборах депутатов Европарламента, ведь его голос будет в любом случае лишь косвенно влиять на то, кто станет следующим главой Брюссельской комиссии. Словом, несмотря на набирающий скорость галоп интеграции, кажется, европейские страны еще просто не готовы к такого рода скачкам. Что выйдет из этой судьбоносной конституционной затеи, выяснится со временем. Нынешний саммит - только первый этап, осенью еще предстоит межправительственная конференция стран ЕС, а затем и референдумы в каждой стране. Но куцый компромисс, который представляет собой этот документ, вряд ли годится на роль стержня, который в течение 50 лет будет держать европейские государства вместе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter