Содружество выбирает маршрут

Сможет ли СНГ ответить на нынешние мировые вызовы?Заседание Совета глав правительств СНГ в Минске ожидалось с определенной долей интриги. В клубе премьер-министров в последнее время произошли перемены, которые рядовыми не назовешь. Прежде всего они касаются России, где у премьерского руля встал бывший президент Владимир Путин. Его появление в белорусской столице в новом качестве приковывало к заседанию Совета особо пристальное внимание. Эту особенность минской встречи в ходе двусторонней беседы с Владимиром Путиным отметил даже белорусский лидер Александр Лукашенко: «Я никак не могу отвыкнуть от того, что вы – мой коллега. Поэтому извините – внутренне я с вами встречаюсь, как и прежде».

Российский же премьер работу глав правительств в Минске назвал «легкой и интересной». «Легко было потому, что мы обсуждали реализацию тех задач, которые были поставлены президентами, а я был участником как раз процесса постановки этих задач. Что же касается конкретных дел, то уровень глав правительств – это эффективный формат решения даже самых сложных задач».
Немало разговоров в кулуарах заседания было и вокруг возможной встречи тет-а-тет руководителя украинского кабинета министров Юлии Тимошенко с российским коллегой. Противоречивость сообщений свидетельствовала, что, скорее всего, беседа не состоится. Однако потом стало известно, что премьеры все же встретились и их разговор затянулся, отчего Юлия Владимировна даже не успела на итоговую пресс-конференцию, хотя и планировала на ней выступать.
Украина минувший год председательствовала в Совете и, по мнению Ю. Тимошенко, многое сделала для придания позитивной динамики объединительным процессам. О чем Юлии Владимировне и хотелось рассказать журналистам. Но миссия эта выпала ее белорусскому коллеге – премьеру Сергею Сидорскому, тем более что председательство на саммите перешло к Беларуси.
Но это – о внепротокольных деталях заседания в белорусской столице. Основным же в работе глав правительств было рассмотрение двух десятков вопросов. Вначале высоких гостей приветствовал Александр Лукашенко. «Создание зоны свободной торговли – это ключевой момент экономического развития, – заявил он. – Мы должны определить единые подходы в таких сферах, как транспорт, энергетика, общий рынок трудовых ресурсов, продовольственная безопасность. Для нас всех основная цель – сделать Содружество одной из мировых зон мощного экономического роста».
Сегодня для этого есть все предпосылки. Бывшие республики СССР после «штормовых 90-х» начали уверенно продвигаться вперед. В прошлом году рост ВВП в среднем был 9 процентов, на 7 процентов увеличился выпуск промышленной продукции, на 16—18 – розничный товарооборот. Кстати, по подсчетам ученых, около 80 процентов произведенных в СНГ товаров потребляются также внутри Содружества. Это обстоятельство и вынуждает наши страны предпринимать активные действия для «расчистки дороги», где еще достаточно «изъятий и ограничений», которые мешают свободной торговле внутри СНГ. Между тем правовая база для «торговли без границ» существует уже более 10 лет. А особую роль в формировании общего рынка СНГ, по мнению Александра Лукашенко, играет Россия, которая является «естественным локомотивом интеграции».
К объединению усилий ведет и логика развития всего нынешнего мира. Угроза продовольственного кризиса уже отразилась на внешнеэкономической стратегии России и Казахстана, которые пошли на сокращение до минимума экспорта пшеницы. В то же время растут цены на молоко, мясо, хлеб, рыбу. Как переломить тенденцию? Ответ на этот вопрос сейчас ищет рабочая группа из представителей стран Содружества. Она должна подготовить и представить в ноябре на рассмотрение глав государств соответствующие предложения.
Пример того, как надо действовать в эпоху кризиса, показывает, в частности, организация экспортеров нефти – ОПЕК. Не случайно и на постсоветском пространстве, которое испещрено сетью «труб» и «вышек», говорится о создании своеобразного углеводородного пула. Это позволило бы государствам, стремящимся сегодня поодиночке дойти до западного потребителя, увереннее отстаивать свои интересы.
Энергетическая составляющая, так или иначе, присутствует в любом союзе. И тот же ЕС может выступать с консолидированной позиции и настаивать на присоединении других к Энергетической хартии, отражающей взгляды «конечных получателей», но не транзитных и добывающих стран. «Мы готовы обсуждать все проекты, которые не станут вбивать клин между соседями, а будут укреплять общую энергетическую безопасность», – отметил Александр Лукашенко.
Однако доводы за сближение, увы, не всегда пересиливают сугубо материальную и, как показывает история, краткосрочную выгоду. О том, что дорогу лучше преодолевать вместе, зачастую вспоминается, когда изменить события оказывается довольно проблематично. СНГ, ставшее продолжением СССР на новых принципах, получило в наследство достаточно компактный и самодостаточный рынок. Он, конечно, нуждается в совершенствовании, привнесении современных методов хозяйствования, однако это живое единое целое, которое гораздо больше даст, если его не разрывать, а соединять кровеносными сосудами экономики.
Следующий год в Содружестве будет посвящен энергетической системе. Решение глав государств выделять одну животрепещущую проблему и вырабатывать пути ее решения свидетельствует о заинтересованности стран СНГ работать вместе. Другое дело, что это путь не одного дня. Проект стратегии экономического развития СНГ до 2020 года – своеобразная карта маршрута. Как сообщил белорусский премьер-министр Сергей Сидорский, на прошедшем заседании Совета глав правительств была проанализирована работа над этим документом, и в ноябре его планируется представить на рассмотрение лидеров СНГ.
Владимир Путин после заседания в Минске отметил, что наиболее важными сейчас для Содружества являются проекты в сферах транспорта, энергетики и миграции. Кроме того, по его мнению, среди ключевых вопросов – и подготовка к празднованию 65-летия Великой Победы. Кстати, главы правительств в белорусской столице приняли решение о том, что ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно пользоваться общественным транспортом на всей территории СНГ.
Участники саммита обсудили также проект Конвенции о приграничном сотрудничестве государств СНГ, определили правовой статус трудящихся-мигрантов и членов их семей, перспективы устранения барьеров при международных грузовых автоперевозках, гармонизацию национальных систем организации воздушного движения.
Следующая встреча глав правительств Содружества пройдет в конце этого года в Кишиневе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter