Сочинение на вольную тему

Вступительные экзамены в некоторых вузах имеют свои особенности С каждым июньским днем без пяти минут абитуриенты волнуются все больше.
Вступительные экзамены в некоторых вузах имеют свои особенности

С каждым июньским днем без пяти минут абитуриенты волнуются все больше. Совсем скоро вступительные экзамены. Как известно, правила приема в нынешнем году общие для всех вузов без исключения. И тем не менее особенности проведения вступительной кампании у каждого высшего учебного заведения свои.

Итак, с какими сюрпризами могут столкнуться претенденты на статус первокурсника? Начнем с централизованного тестирования. Его результаты, гласят правила приема, засчитываются всеми вузами и на все специальности. Там, где русский (белорусский) язык, физика или математика сдаются письменно, проблем действительно не будет: баллы, заработанные в результате тестирования, приравниваются к экзаменационным оценкам. Другое дело, если предстоит совместный экзамен, допустим, по языку и литературе, как, например, при поступлении на филологический факультет. В этом случае, говорит ответственный секретарь приемной комиссии БГУ Виктор Самохвал, ничего не поделаешь: придется обладателям сертификатов централизованного тестирования продемонстрировать свои познания еще раз.

БГУ - не единственный вуз, где принят такой порядок в отношении централизованного тестирования. Чего не скажешь о некоторых других вступительных нюансах. Например, олимпиады только этого университета по статусу приравнены к республиканским. А как известно, победители таких интеллектуальных состязаний, равно как и международных турниров знаний, зачисляются без вступительных испытаний. В том, разумеется, случае, если "олимпийцы" стали первыми в предметах, являющихся профильными при поступлении на ту или иную специальность. Победители вузовских олимпиад правом автоматического зачисления, увы, больше не обладают.

"И это настоящая проблема для региональных вузов, - считает проректор по учебной работе Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины Сергей Каморников. - Если бы нам дали такое право, мы бы с радостью принимали победителей университетских олимпиад без экзаменов. А так что же получается? Раз льгот в нашем вузе для этих талантливых ребят нет, большинство из них устремляются в Минск - там и оседают".

Вторая традиционно льготная категория среди абитуриентской братии - медалисты. Какие послабления светят им в нынешнюю вступительную кампанию? При поступлении на большинство специальностей обладатели школьного "золота" и "серебра" должны будут подтвердить высокую пробу своих знаний, сдав один экзамен. Однако студентами с первой попытки станут лишь те, кто получит "отлично". Остальные продолжат конкурентную борьбу уже, как говорится, на общих основаниях. Справедливо? Спору нет. Если бы не одно "но". Вслед за школьной эпопеей с 10-балльной системой оценки знаний начинается вузовская. В каждом учебном заведении, что такое "отлично", понимают по-своему. Скажем, в БГУИР и БГУ и "8" склонны считать отличной оценкой, а вот в Белорусском государственном педуниверситете им. М.Танка и большинстве региональных вузов планка выше: прежняя "пятерка" - это "9", "10", и ни баллом ниже.

Впрочем, при поступлении на некоторые специальности скидка на медаль вообще не предусмотрена. В разных вузах перечень таких специальностей свой. Например, в Могилевском государственном университете им. А.А.Кулешова медалистам придется сдавать экзамены по полной программе на специальности, в названии которых значится иностранный: допустим, "История. Английский язык". В ряде вузов это правило распространяется также на желающих стать правоведами и экономистами.

Что с раздельным конкурсом для городских и сельских абитуриентов? В БГУ, например, решили, что делить места не будут, а каждому абитуриенту из села добавят к набранным баллам по 3 дополнительных. В БГУИР места между городскими и сельскими ребятами поделят пропорционально поданным заявлениям. А вот в педуниверситете им. М.Танка проблема раздельного конкурса отсутствует: ее решает так называемый целевой набор на все специальности. Какой из этих подходов эффективнее, станет ясно уже в первом учебном семестре.

Кстати, о конкурсе. В прошлогоднюю вступительную кампанию были прецеденты - 15 человек на место. По предварительным прогнозам, в нынешнем году верхняя отметка конкурсной шкалы вряд ли достигнет такого уровня: ведь теперь в распоряжении абитуриентов только две вступительные попытки вместо прошлогодних "сколько хочешь поступай". Напомним, что все вузы страны разделены на две группы: в одних вступительные экзамены пройдут раньше, в других - позже. Нетрудно догадаться, что учебные заведения, оказавшиеся "вторыми по очереди" этим обстоятельством не очень довольны. "Почему большинство минских вузов оказалось в первом потоке, а почти все региональные - во втором, мне лично не ясно, - высказал свою точку зрения ответственный секретарь приемной комиссии Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета Сергей Сушков. - Чем витебский медуниверситет хуже минского? Ведь, понятное дело, при таком раскладе самые способные поступят в столичный вуз. В то время как нужда в квалифицированных медицинских кадрах в нашем регионе более острая, нежели в Минске".

Что и говорить, вопросов новые правила приема вызвали немало. Вот, скажем, заменили сочинение изложением. Для потенциальных "технарей" такая экзаменационная форма, несомненно, удобнее. А в отношении тех же будущих педагогов, считают многие преподаватели, реформаторы явно поторопились.

Мы уже привыкли к тому, что ежегодно во многих альма-матер открываются новые специальности. Их появление связано прежде всего с реальными нуждами экономики. В Гомельском госуниверситете, к примеру, нынче начнут обучать тонкостям лесного хозяйства и программного обеспечения информационных технологий. БГУИР, где в прошлом году был один из самых высоких конкурсов в стране, пополнил список специальностей еще двумя: "Микро- и наноэлектроника" и "Технологии и системы". А вот в Могилевском госуниверситете и вовсе решили изменить содержание образования - педагогический уклон сменить на научно-педагогический. Иными словами, при переименовании, скажем, "русского языка" в "русскую филологию" меняется не только название специальности, но и учебная программа. Словом, выбор есть. Главное, в нем не ошибиться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter