Пожалуй, никогда в постсоветский период туристический сезон в России не был так политизирован

Сочи, Крым, а далее везде

В первую очередь это, конечно, касается въездного туризма. Причина также не является секретом – события в Украине: граждане некоторых стран поездку в страну стали считать поддержкой «агрессивной политики России».



Однако менее политизированные иностранцы, наоборот, постараются использовать ослабление рубля и посетить Россию по более выгодному для них курсу.   

В то же время приходится, к сожалению, констатировать, что Россия, которая так же, как нефтью и газом, богата своими «туристическими достопримечательностями», не стала пока «меккой» для заграничных путешественников. Да, Россия в вышеупомянутом рейтинге ВЭФ переместилась за прошедшие два года с 63-го на 45-е место и заработала на интуристах в 2013 году почти 12 млрд долларов. Для сравнения: Испания, занимающая в рейтинге 1-е место за счет 60,7 млн въездных туристов, пополнила свою казну на 62,7 млрд долларов.  

Заставляют задуматься причины, не позволяющие России занять более достойное место в рейтинге ВЭФ. Это прежде всего чрезмерно жесткие визовые требования для иностранцев (120-е место): по этому показателю страна уступает Вьетнаму (115-е место), Суринаму (119-е место). «Отмена виз для европейцев увеличила бы приток туристов в два раза, но сейчас это невозможно», – отмечает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. Кроме того, у России низкий уровень международной открытости (99-е место), и она уступает по этому показателю Парагваю, Ливану и Китаю. Составителей рейтинга также смущает в России неблагоприятный деловой климат: по этому показателю страна занимает 109-е место. Для сравнения: у Колумбии – 108-е место, у Индии – 107-е. По уровню безопасности Россия находится на 126-й строчке в общем рейтинге и соседствует с Мьянмой и Ямайкой. На общее 45-е место Россию «вытащили» природные и культурные достопримечательности (34-е и 21-е места в рейтинге). А также улучшение в области авиационного сообщения (22-е место в общем списке).

Разумеется, ослабленный рубль повлиял и на туристические предпочтения россиян, они все больше выбирают отдых внутри страны. На первом месте стоят Сочи и Крым. Под Сочи подразумеваются курорты так называемого Большого Сочи, от Лазаревского до Адлера – протяженность по береговой линии Черного моря 145 километров. Курортная инфраструктура региона и прежде была неплохой, а после прошлогодней зимней Олимпиады позволяет предоставить отдых по любой ценовой категории. Более того, предложение превышает спрос, а посему в борьбе за клиента отели, пансионаты и санатории предлагают массу скидок. С транспортом также проблем нет: регулярное железнодорожное и авиасообщение со многими городами страны. Правда, несмотря на реконструкцию старых и строительство новых автодорог, пробок в летний сезон как в Сочи, так и на других черноморских курортах Краснодарского края избежать не удастся.  

Что касается Крыма, то конкурировать с Черноморским побережьем Кавказа в ближайшие три года ему будет сложновато. В 2018 году обещают сдать в эксплуатацию мост – и проблема автомобильного и железнодорожного сообщения с полуостровом останется в прошлом. Также уже частично реконструирован главный аэропорт курорта – «Симферополь», начнут принимать магистральные самолеты еще ряд крымских аэродромов.

На прошедшем в конце апреля совещании в Симферополе глава российского Правительства Дмитрий Медведев заявил об удвоении числа авиарейсов в Крым и увеличении в три раза пропускной способности Керченской переправы. По его словам, транспортная доступность является одной из трех наиболее крупных проблем Крыма, наряду с энергоснабжением и обеспечением водой.

Медведев также сообщил, что подписал документ, упрощающий туристам, путешествующим на своих машинах, использование Керченской переправы. Это постановление предусматривает выделение субсидий Единой транспортной дирекции на организацию перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении на территорию КФО и в обратном направлении.

В перечень маршрутов перевозок включены маршруты с новыми, по сравнению с прошлым годом, точками отправления – перехватывающими парковками в районе портов Кавказ и Керчь. Теперь пассажиры, передвигающиеся на собственном автомобильном транспорте, смогут оставить его на перехватывающей парковке и там же приобрести единый билет. По льготному тарифу пассажира с парковки доставят до порта, перевезут через пролив и довезут до места отдыха в Крыму.

В 2015 году Крым планирует принять более 4 млн туристов. В 2012 и 2013 годах количество отдыхающих на полуострове составляло порядка 6 млн человек, из них чуть более половины – граждане Украины, которые в настоящее время лишены этой возможности и отнюдь не по своей воле.  

К 2018 году будет решена не только проблема транспортной доступности полуострова. С прошлого года идет массовая реконструкция и приведение в должный вид мощнейшей курортной инфраструктуры Крыма, созданной еще в советские времена и изрядно обветшавшей за без малого четверть века.

Игорь КРЫЛОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter