Сочетание приятного с полезным

О здоровье детей

«Мы бодры, веселы! Хорошо нам живется, друзья!» — ставшая крылатой речевка из моего любимого фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», увы, имеет мало общего с современной статистикой Минздрава. По оценкам медиков, практически здоровых детей у нас лишь около 26 процентов. Зато с функциональными нарушениями и риском развития хронической патологии — 58, с хроническими заболеваниями — 13,8, с «инвалидизирующими проявлениями» — 1,4 процента.


Особенно болезненны, конечно, ребятишки из загрязненных радионуклидами районов. Уроженцы Гомельской, Брестской, Могилевской областей всегда под самым пристальным вниманием медиков. Скажем, в прошлом году диспансерное наблюдение прошли чуть более 260 тысяч детей–«чернобыльцев». Им нужны особые условия, и трудно представить, как школяры обходились бы без возможности провести каникулы где–нибудь на лоне природы — в оздоровительном лагере или санатории. Организм и так слабый, а тут еще верные спутники школы: близорукость, нарушение осанки, сколиоз...


В прошлом году оздоровление и санаторно–курортное лечение прошли 816 тысяч 900 мальчишек и девчонок до 18 лет, в том числе 188 тысяч тех, кто относится к категории пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В этом году, хочется надеяться, будет не меньше. Далеко не всем, правда, повезло позагорать и искупаться. «В Ельском районе из 1.800 детей лишь четверть оздоравливались летом, — недавно обратил внимание собравшихся на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию ее руководитель Михаил Русый. — Так почему бы не загрузить наши санатории, чтобы не отрывать ребят от учебного процесса? Сроки пребывания в большинстве санаторно–курортных организаций, за исключением детско–оздоровительных центров, сокращены с 24 до 21 дня. Очевидно, несмотря на то, что приняты и работают Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», Указ Президента № 68, сама организация процесса требует доработки».


К примеру, вопросы вызывает распределение путевок на отдых. Если в глубинке на малокомплектную школу, где учатся десять ребят, выделено лишь пять путевок, как директору принять соломоново решение и никого не обидеть? Ведь наверняка черная кошка пробежит между школьниками, родителями, учителями, пока будут делить бюджетный «апельсин»! Или вот другая ситуация, которая, по мнению законодателей, может внести разлад и сумятицу, но уже в ряды тех, кто попал по адресу. В то время как одних ребят отправляют на санаторно–курортное лечение, других — на оздоровление. Но если вдруг у вторых на месте выявят какое–нибудь заболевание, почему бы не пролечить и их? Тем более что разница в денежном эквиваленте получается для бюджета несущественная. В ответ врачи замечают, что все зависит от группы здоровья. Больным нужно назначать медицинские процедуры, здоровым они могут пойти во вред. А если предположить, что во время массового и порой несколько хаотичного медосмотра специалисты что–то упустили из виду? Словом, надо бы предусмотреть и исключения из правил.


Что до самих сорванцов, им веселее, конечно, побегать, поиграть, со сверстниками пообщаться, а не дожидаться очереди у процедурного кабинета. Вспоминается сразу болезненный Саша Савельев из романа Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», с усталой покорностью перемещавшийся по лечебному корпусу санатория, где делали ему массаж и электрофорез, заставляли принимать минеральные ванны, лежать на парафине и заниматься лечебной физкультурой. Мечтал–то он совсем о другом: «бомбить мелкими камушками слепленные из песка танки, запускать в бассейне с рыбками пластилиновые батискафы, делать из проволоки скелетики...» Однако, прежде чем мальчишкам и девчонкам придет черед вспоминать о летних деньках с упоением, взрослым предстоит приложить еще немало усилий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter