Собственность под замком

В декабре свое 20-летие отметит международное агентство по охране интеллектуальной собственности «Невинпат-Беларусь», которое помогает «навесить замок» на собственность, созданную интеллектом человека: зарегистрировать товарный знак, получить патент на изобретение или полезную модель, защитить авторские

В декабре свое 20-летие отметит международное агентство по охране интеллектуальной собственности «Невинпат-Беларусь», которое помогает «навесить замок» на собственность, созданную интеллектом человека: зарегистрировать товарный знак, получить патент на изобретение или полезную модель, защитить авторские права, а в случае чего и отстоять свои интересы в суде. Накануне юбилейной даты корреспондент «Знаменки» встретилась с директором агентства Мариам Горячко.

Новизна должна быть новой

 

– Предприятия уже привыкли к тому, что защищать свою интеллектуальную собственность нужно с не меньшим усердием, чем охранять цеха и склады с готовой продукцией. А вот молодежь, которая придумывает новые компьютерные программы, интересные фишки для дизайна интерьеров, пишет музыку и стихи, порой об этом даже не задумывается. Давайте еще раз напомним, что же является объектом интеллектуальной собственности?


– Вы правы, интеллектуальная собственность порой оценивается значительно дороже, чем материальная. Что же относится к объектам интеллектуальной собственности? Это объекты авторского права – живописные, литературные или музыкальные произведения, балетные постановки, компьютерные программы. Технические новшества представлены изобретениями и полезными моделями, наименование товара или фирмы – товарным знаком. Промышленные образцы фиксируют внешний вид изделий – от формы бутылки до дизайна автомобиля. В общем, интеллектуальная собственность – это все, что создано интеллектом человека.


– Можно ли в Беларуси зарегистрировать как собственное ноу-хау идею, подсмотренную где-нибудь в Германии или Зимбабве?


– Идеи вообще не патентуются, но если идет речь о конкретном техническом решении, то патентовать целесообразно, только если это будет что-то абсолютно новое и оригинальное. Есть такое понятие, как «мировая новизна» (исключение составляет товарный знак), поэтому приписать себе чужие заслуги не удастся.


Изобретения, промышленные образцы, полезные модели и товарные знаки должны защищаться в каждой стране, где имеется интерес у владельца.


Законодательство, используемое во всех странах, координируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности, офис которой находится в Женеве.

 

Средство получения прибыли или подарок миру?


– Многие творческие люди создают что-то «для души» и не спешат заявлять миру о своем ноу-хау. Есть какие-то критерии, по которым можно определить, будет ли созданный продукт востребован обществом или ему достанется лишь удел тешить самолюбие автора?


– Идеальный вариант – защищать всю созданную интеллектуальную собственность. В таком случае намного проще будет отстоять свои интересы, если все же кто-то захочет ее украсть. Хотя, допускаю, некоторые авторы желают сделать подарок миру и имущественные права их не интересуют. Будет интеллектуальная собственность востребована или нет, предугадать очень сложно, это дело времени. Что касается объектов авторского права, то они защищаются Законом «Об авторском праве» и государственной регистрации не подлежат. А вот на изобретение, полезную модель или промышленный образец стоит получить патент. Хотелось бы добавить, что если автор выполняет работу по договору, то все, что им создано, принадлежит его работодателю. Создатель же имеет право на авторство и вознаграждение. Иногда контракты и договоры, если вообще имеются, составляются неграмотно. Отсюда возникают споры и судебные разбирательства. Поэтому советую обращаться к специалистам уже на этапе создания интеллектуальной собственности. Чтобы не было по аналогии с врачами – бежим в поликлинику только тогда, когда что-то заболело. Если речь идет об авторском праве, то это могут быть юристы общей практики. Объектами промышленной собственности занимаются патентные поверенные.


От Индии до Латинской Америки


– Мариам Шоломовна, какие услуги оказывает ваше агентство?


– Мы поможем в заключении договоров в области авторского права, в регистрации товарных знаков, оценке стоимости интеллектуальной собственности, составлении и регистрации лицензионных договоров и договоров уступки, а если потребуется, то и в защите интересов клиентов в суде. Кроме того, у нас работают два патентных поверенных. Я, кстати, была в числе первых двадцати патентных поверенных, которые в 1993 году получили право работать на территории нашей страны. Мой регистрационный номер 06. Мы представляем интересы иностранных компаний и фирм в нашей стране. Еще трое сотрудников нашего агентства готовятся к аттестации в качестве патентных поверенных. Всего же у нас работают десять человек.


– Вам неоднократно приходилось участвовать в решении споров между производителями, к примеру, в так называемых конфетных войнах…


– Пару лет назад фабрика «Спартак», которая зарегистрировала это название еще в 90-е годы прошлого столетия, оспаривала у украинской компании название конфет «Барбарис». Нам удалось отстоять право на использование товарного знака белорусскими производителями. Хотя в целом проблема с советскими названиями пока еще не решена. По моему мнению, известные названия, оставшиеся нам с советских времен, следует оставить за теми предприятиями, которые успели их зарегистрировать. Выросло целое поколение, которое не помнит о «советском происхождении» популярных брендов. Важно, чтобы производители не гнались за прибылью, а следили за качеством выпускаемой продукции. В России, кстати, предпринимались попытки сделать известные советские бренды общими – свою продукцию под такими названиями мог выпускать каждый желающий. Но затея не увенчалась успехом: когда у товарного знака не было хозяина, качество продукции заметно снижалось.


– Обращаются ли в агентство белорусские производители, которые собираются выходить со своим товаром на внешние рынки?


– Безусловно, ведь предприятий, которые бы не защищали свои товарные знаки, практически не осталось. Агентство «Невинпат-Беларусь» сотрудничает с фирмами, организациями и предприятиями. У нас большой опыт работы в этой области, мы представляем интересы своих клиентов по всему миру – европейские страны, Америка, Африка, Индия. То же можно сказать и о патентах на изобретение. Мы наладили тесные связи с патентными поверенными разных стран и всю необходимую информацию можем получить в течение одного-двух дней.

 

Попробуем договориться?

 

– С января 2014 года в силу вступает Закон «О медиации». Планирует ли ваше агентство помогать сторонам в случае спорной ситуации договариваться самостоятельно?


– В настоящий момент я прохожу обучение, ведь чтобы заниматься этим видом деятельности, необходимо получить сертификат Минюста. Мне очень нравится сама идея, когда стороны путем переговоров могут договариваться сами, медиатор выступает в качестве наблюдателя. В США, к примеру, таким способом решаются больше 80 процентов споров. Не секрет, что суд может принимать решения, которые не удовлетворяют даже одну из сторон, да и атмосфера в зале судебных заседаний совершенно другая. Считаю, что за медиацией будущее, и надеюсь, что она будет активно развиваться в области охраны прав интеллектуальной собственности.


Полезный адрес

Международное агентство по охране интеллектуальной собственности «Невинпат-Беларусь», Минск, ул. Краснозвездная, 18б, офис 309, тел. 284–00–77

 

Наталья УРЯДОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»


УНП 100094662
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter