Собственность на правах аренды

Белорусский рынок лизинга спасли железнодорожные вагоны

Белорусский рынок лизинга спасли железнодорожные вагоны

Лизингом белорусские предприниматели долгие годы пренебрегали. Но время расставило все по своим местам: услуги финансовой аренды, оказавшиеся удобнее и в чем-то даже выгоднее банковского кредитования, стали очень даже востребованными, особенно у представителей малого и среднего бизнеса. Вместе с тем прошлый год выдался для лизингодателей крайне неудачным. Как они переживали финансовый кризис, выяснял корреспондент «Р».

Плюсы и минусы

По словам председателя Совета Ассоциации лизингодателей Александра Цыбулько, по состоянию на 1 января 2012 года лизинговые услуги в стране оказывали 154 компании. Но активными операторами из них можно считать лишь 40, большинство таких предприятий оказывают услуги финансовой аренды лишь номинально либо осуществляют буквально по нескольку сделок в год. В прошлом году такие компании и вовсе предпочитали на время прекратить свою деятельность. «На рынке появился ряд факторов, существенно сдерживающих развитие лизинга в стране. На протяжении нескольких месяцев отсутствовала свободная конвертация национальной валюты, что сделало невозможным приобретение предметов лизинга за доллары. У лизингодателей, имевших внешние заимствования, появились проблемы с погашением кредитов, а множественность курсов привела к тому, что национальные производители временно прекратили отпуск продукции за рубли», — перечисляет сложности Александр Цыбулько. При этом специалист указывает, что сложившаяся на конец года стоимость рублевых ресурсов не добавила оптимизма потенциальным лизингополучателям. В совокупности все приведенные факторы существенно ограничили объем заключенных за год договоров лизинга. «Полгода лизинговые операторы вообще не работали», — сокрушаются в ассоциации.

Даже в таких условиях белорусским лизингодателям удалось сохранить хорошую мину и удержать рынок от существенного падения. Они даже продемонстрировали положительную динамику: в национальной валюте стоимость заключенных за год договоров лизинга составила Br 6,8 млрд. То есть в рублевом эквиваленте по отношению к 2010 году рынок вырос на 69 %. Но при этом если учитывать последствия девальвации, то в валютном выражении услуги финансовой аренды показали минус 16 %.

В ВВП страны доля лизинга осталась на прежнем уровне и составила 2,5 %, а в общем объеме инвестиций в основной капитал (7,6 %) его участие стало больше на 0,1 %. В Ассоциации лизингодателей фиксируют еще одну примечательную тенденцию: недавно на рынке финансовой аренды первую скрипку играли белорусские банки — в 2007 году они занимали 39 % рынка. Но со временем доля банков-лизингодателей стала снижаться, а специализированных компаний — расти. В итоге такие организации сегодня занимают всего 4 % этого рынка. Правда, справедливости ради стоит сказать: немало работающих лизинговых фирм — это предприятия, созданные банками в целях диверсификации бизнеса.

По состоянию на конец прошлого года суммарный объем обязательств лизингополучателей составил $ 10,974 млрд., за год эта сумма выросла почти вдвое. При этом на рынке констатируют снижение уровня просроченной задолженности — с 10 % в 2010 году до 8 % в 2011-м. «Эта цифра велика только у некоторых компаний, — поясняет Александр Цыбулько. — «Плохие» долги формируются из-за выданной в лизинг сельскохозяйственной техники по госпрограммам. Большинство же операторов, работающих с частным бизнесом, практически не имеют проблемных клиентов — у них показатель не превышает и 1 %».

Вагонные споры — последнее дело…

За последний год существенные изменения претерпела и структура предметов лизинга. Впервые за последнее время доля транспортных средств превысила 50 % общего объема и составила 62,1 %. «Рост объемов произошел благодаря появлению нового для нашей страны предмета лизинга — железнодорожных вагонов. Без преувеличения, это направление стало тем локомотивом, который вытащил общий объем нового бизнеса и привел к существенному перераспределению среди лидеров рынка», — констатирует Александр Цыбулько. При этом он отмечает: большинство наших соседей давно ведут споры, стоит ли из-за специфичности этого направления плюсовать сделки по лизингу вагонов к общему рынку или нет. Но в Беларуси такие вопросы, похоже, долго не будут никого беспокоить. Основную погоду в сегменте железнодорожных вагонов делают две компании — «ВТБ-Лизинг» и «дочерняя» структура ОАО «АСБ Беларусбанк» «АСБ Лизинг».

Вообще, как констатируют в Ассоциации лизингодателей, в Беларуси отмечается отставание от европейских стран по уровню инвестиций в оборудование посредством лизинга. «В странах Евросоюза на лизинговые сделки с недвижимостью в структуре рынка приходится 13 %, на транспортные средства — 56 %. Объем бизнес-инвестиций в оборудование посредством лизинга в Европе, в зависимости от страны, составил в 2011 году 20—30 %, в Беларуси же только 7,6 %. Это говорит о перспективности белорусского рынка лизинга для инвестиций. Нужно отметить, что объем нового бизнеса в Беларуси сравним с объемами таких стран, как Венгрия, Греция и Румыния, и превышает аналогичные показатели Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины», — говорит директор Ассоциации лизингодателей Сергей Шиманович.

Продавать в долг

Вопреки не очень позитивным тенденциям внутреннего рынка, лизинг-экспорт таких услуг оказался очень перспективным. Объем внешнеторговых лизинговых операций с 2009 года в стране вырос в 46 раз и по итогам минувшего года достиг $ 23,6 млн. «Успешность этого направления была связана с тем, что операторы осуществляли заимствования на местном рынке в белорусских рублях, а доходы по операциям получали на зарубежных рынках и в валюте», — объяснил Александр Цыбулько. Если в 2010 году белорусские компании передали за рубеж на условиях лизинга 430 единиц техники, то в 2011-м уже 706. Белорусская автомобильная и сельскохозяйственная техника реализовывалась на рынках стран СНГ, в том числе России и Украины, в государствах Африки и Латинской Америки, Евросоюза. Такая стратегия поставок уже доказала свою эффективность, отмечают специалисты. В начале нынешнего года белорусская продукция на условиях лизинга отправилась в Грузию, сейчас планируется заключение контракта с Арменией, продолжают поступать заявки из Украины и России, готовятся сделки на поставку сельскохозяйственной техники в Мозамбик, ведутся переговоры с дилером БелАЗа в США на экспорт карьерных самосвалов в Мексику. Через лизинг просчитываются выходы на рынки Латинской Америки и Индонезии.

Беларусь, кстати, освоила международный лизинг первой в СНГ, поэтому сейчас ей продолжают поступать предложения от партнеров по ЕЭП в части реализации пилотных проектов с государственными компаниями в России и Казахстане. «Для развития международного лизинга нам выгодна работа в Таможенном союзе, — выражает уверенность Сергей Шиманович. — Функционирование ЕЭП позволяет белорусским субъектам хозяйствования получать беспроцентные отсрочки по уплате НДС и поставкам товаров по международному лизингу. Ведь этот налог надо платить не сразу, а равномерными долями на протяжении всего срока договора. Так что, несмотря на то, что сегодня у трех стран Таможенного союза ставки НДС разные, работа в ЕЭП еще сыграет свою положительную роль».

Что же касается перспектив развития лизинга на текущий год, то эксперты уверены, что отрасль будет развиваться устойчиво при условии, если не будет каких-либо катаклизмов. Причин для бурного роста нет, но есть осторожный оптимизм по увеличению объема сделок, говорят участники рынка. Тем более что ставки здесь параллельно со ставками банковского рынка начинают опускаться вниз. Так, для представителей малого и среднего бизнеса в валюте они уже составляют 9—12 % годовых, в рублях — 30—50 % годовых. Для крупного корпоративного бизнеса условия еще более выгодны. При получении техники и оборудования в лизинг предприятия вправе рассчитывать на 6—8 % годовых в валюте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter