Собственность: беспредельный предел

Разгоряченные работой, в пропитанных потом белоснежных сорочках с расстегнутым воротом и закатанными рукавами, они хватают поочередно трубки телефонов, иной раз сразу две, что-то в них кричат, при этом умудряются оживленно жестикулировать, подавая знаки друг другу и выкрикивая короткие фразы.
Разгоряченные работой, в пропитанных потом белоснежных сорочках с расстегнутым воротом и закатанными рукавами, они хватают поочередно трубки телефонов, иной раз сразу две, что-то в них кричат, при этом умудряются оживленно жестикулировать, подавая знаки друг другу и выкрикивая короткие фразы. Огромные табло пестрят разными цифрами, и каждое их изменение вносит еще большее оживление в и без того напряженно-энергичную обстановку. Это фондовая биржа в ее классическом варианте.

В Беларуси тоже есть валютно-фондовая биржа. Есть акционерные общества, акции которых теоретически должны быть свободно обращаемым товаром. Но реально фондового рынка у нас нет. В чем же дело?

Процесс разгосударствления и приватизации идет в нашей стране весьма своеобразно. Наверное, потому, что изначально развивался он директивно. Конечно, инициатором акционирования может быть и трудовой коллектив, и собственник (т.е. государство), и сторонний покупатель. Но процедура и по сей день для всех одна: на первоначальном этапе 100 процентов акций принадлежат государству. Поэтому оно и определяет правила игры. По сложившейся практике часть акций (около 10 процентов) выкупает на льготных условиях трудовой коллектив, что-то достается инвесторам, но контрольный пакет в подавляющем большинстве случаев остается у государства. Получается, что реформа как будто идет, количество предприятий негосударственной формы собственности растет, но контроль за ними все равно остается в руках министерств и ведомств.

В итоге новоявленному АО свойственны те же проблемы, что и раньше: устаревшее оборудование, нехватка оборотных средств и т.д. Возникает вполне закономерный вопрос: а исполняет ли собственник свои обязанности в полном объеме? Абсолютно понимаю всю риторичность поставленного вопроса. Ведь государство очень ограничено в ресурсах. Получается, что собственность на нем висит достаточно тяжким бременем и неплохо бы подыскать для нее нового хозяина. Еще в 1999 году начали готовить нормативную базу для реализации госпакетов акций. С ноября прошлого года она началась, но результат более чем скромный - продано лишь 2 небольших пакета. Почему?

Главная причина - нереальная цена, с которой акции выставляются на продажу. Ведь если продукция, скажем, завода не будет продаваться, то такой бизнес не купят и за доллар. Второе обстоятельство - мизерный объем предлагаемых пакетов: в подавляющем большинстве он не превышает 5 процентов уставных фондов. Получается замкнутый круг: реальную цену определить невозможно ввиду отсутствия спроса на мелкие пакеты на бирже, а конкурсная продажа также низкоэффективна, поскольку в условиях проставлена балансовая, т.е. завышенная, цена. Между тем специалисты уверены, что, если бы на бирже были выставлены контрольные пакеты предприятий, дело бы с мертвой точки сдвинулось. Такой выход подсказывает логика экономических отношений. Нашими акциями могут заинтересоваться лишь инвесторы, которые рассчитывают сами работать на приобретаемом предприятии. Но для этого они должны иметь полную гарантию свободы хозяйственной деятельности, то есть обладать контрольным пакетом акций.

Известно, на сегодняшний день государство практически подготовило очередной аукцион по продаже государственных долей в 50 АО. Теоретически доход оценивается примерно в 394 млн. долларов. Однако в списке вновь фигурируют лишь пакеты меньше контрольных, оцененные по балансовой стоимости. Это значит, что затронутые проблемы актуальности не теряют. Кроме того, при рыночной оценке стоимости предприятий их цена может быть не только ниже, но и выше балансовой. Но опять же, в республике почти не работает рынок оценочной деятельности. То есть оценщики-то есть, а закона об оценочной деятельности нет. Здесь нельзя обойти проблему субъективного фактора. Так получается, что в определении рыночной стоимости предприятий их руководители заинтересованы мало. Расклад такой: если АО "тяжелое", то смена собственника будет стоить кресла директору; если хорошее и работоспособное, то директор может тяготеть к его продаже "своему" инвестору по заниженной цене. Как обойти эту преграду? Над этим, похоже, тоже придется изрядно поломать голову.

Конечно, необходимо видеть четкое различие между осторожностью и медлительностью. Ведь выгода - это не только сиюминутная выручка от продаж, но и налоги, которые в перспективе могут принести в госказну предприятия, обновленные за счет инвестиций. Пока же наша "осторожность" оборачивается полным штилем на фондовом рынке. Парадокс - даже акции, приобретенные гражданами за чеки, не могут обращаться на вторичном рынке. Проект правительственного постановления об отмене этого моратория вроде бы подготовлен. Но его скорое, как ожидается, принятие вряд ли поспособствует такой же активизации фондового рынка, как альтернатива - "освобождение" объемных госпакетов.

Заявления правительства о либерализации экономики вселяют оптимизм. Но при этом, думаю, вопросы обращения с собственностью должны выйти на первый план. Ведь именно отношения собственности определяют характер экономики. А значит, нынешние подходы к разгосударствлению и приватизации нуждаются в серьезной ревизии. Ведь за этим с интересом наблюдают потенциальные инвесторы, как внутренние, так и иностранные.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter