Президент ознакомился с ходом уборочной кампании в Минском районе

Собрать до зернышка

Ситуация на мировом рынке продовольствия, в первую очередь — зерновом, прогнозируется в этом году весьма напряженной. В Европе неурожай, Франция уже снизила экспорт зерна в Африку. Фермеры США в минувшем году сократили посевные площади под зерновые культуры сразу на 15%. В России урожай зерновых тоже прогнозируется на четверть ниже прошлогоднего. Как следствие — рост мировых цен на продовольствие достиг очередного максимума. А пристальное внимание государства к нынешней страде оправдано как никогда. 


Выслушав доклады о ситуации с уборкой, Президент направился к зерноуборочному комбайну «Палессе GS12 A1», который на поле в числе других убирал зерно. За штурвалом комбайна работал молодой механизатор Алексей Яковлев, у которого Александр Лукашенко поинтересовался, как работается, есть ли какие проблемы, не ломается ли техника. «Как вообще комбайн?» — спросил Президент. На что механизатор уверенно ответил: «Отлично!»

Однако Президент, знакомясь вчера с ходом уборочной кампании в Минском районе, обратил внимание не только на экономический аспект. Но и на человеческий:

— Если и впредь будет такая жара и духота — может быть, стоит делать перерыв в середине дня, чтобы несколько часов не работать. Куда больше и качественнее эту работу можно выполнить в более прохладные утренние и вечерние часы. Я понимаю, что наши комбайнеры рвутся работать, что это возможность неплохо заработать. И все же — надо поберечь людей!

Само знакомство с ходом уборки шло на полях ОАО «1–я Минская птицефабрика». Это предприятие занимается, помимо птицеводства, выращиванием зерна, а также производством молока и мяса. На вчерашний день здесь уже было убрано более четверти зерновых и зернобобовых к запланированному и намолочено 5,1 тысячи тонн зерна. Урожайность — 40,7 ц/га. Рапс уже убран, план по заготовке кормов по всем видам выполнен на 58,1%.

Результаты достойные, но Александр Лукашенко потребовал и детальный отчет о динамике уборочной страды и ситуации в Минском районе, в пристоличной области и в Беларуси в целом. Учитывая, что в нынешнем году прогнозируется недобор зерна, главный вопрос Президента звучал предельно конкретно:

— Для населения нам хватит?

Ответ: хватит. Как доложил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц, в Минском районе на 1 августа намолочено 40,9 тысячи тонн зерновых и зернобобовых при урожайности 43 ц/га. Рапс убран полностью. В Минской области намолочено 640,5 тысячи тонн при урожайности 30,3 ц/га. При этом поставки продовольственного зерна на госзаказ выполнены на 40%. В целом же по стране уже намолочено 2,5 миллиона тонн зерна, средняя урожайность — 28,8 ц/га.

Тем не менее Александр Лукашенко требует приложить максимум усилий, чтобы урожая в стране было как можно больше. Учитывая не лучшую ситуацию в этом плане и в Европе в целом, и у наших соседей:

— Конечно, и мы что–то потеряли. Но не настолько: нас еще Господь пожалел. Поэтому надо иметь в виду, что мы особо не бросимся где–то закупать хлеба. Да, на рынке они будут. Но, во–первых, будут очень в цене, а во–вторых, понятно, какие мы будем покупать корма по качеству. Поэтому максимум напряжения для того, чтобы собрать до зернышка то, что мы сегодня вырастили, и кукурузу!

osipov@sb.by

ТЕПЛЫЙ РАЗГОВОР О ВАЖНОМ

Общение Президента с журналистами вчера оказалось совершенно необычным. Шум работающей в поле техники заставил в прямом смысле тесно сплотиться вокруг руководителя страны, отчего разговор получился похожим на дружескую беседу — теплым и неформальным. И все же среди взаимных шуток и отвлеченных тем прозвучало и несколько очень важных, как мне кажется, вопросов. И Александр Лукашенко искренне ответил на них.


В частности, про виды на урожай–2018 было сказано так:

— На погоду кивать нечего, погода была неплохая. Конечно, хотелось бы, чтобы весна была менее засушливой, особенно по югу, где шел налив зерна, не хватало влаги. Но надо отдать должное — первый укос трав был хорошим, ведь у нас потом прошли ливни. Мы заготовили сена больше, чем когда–либо. Заготовили качественный сеннаж. Да ведь и погода не везде была такой. У нас есть коса — от Хотимска на востоке к центру Беларуси и в Витебской области, а отчасти и в Гродненской — где прекрасные хлеба. Но их надо вовремя убрать. Это будет следующей темой моих поездок. Нам надо убрать в Могилеве, на севере и в центре Минской области и особенно в Витебской все посевы хлебов — до зернышка! Но запасы зерна в стране составляют 1,5 миллиона тонн. И даже если мы недоберем с учетом кукурузы около полумиллиона, у нас останется достаточно для того, чтобы обеспечить производство молока, мяса, птицы. Поэтому тут нет никаких вопросов по поводу обеспеченности населения.

Раздающиеся порой предложения отказаться от собственного АПК и сконцентрировать трудовые ресурсы в иной сфере, а продовольствие закупать у других стран Президент прокомментировал следующим образом:

— Надо помнить, что один крестьянин дает работу семи–восьми людям. Ведь зерно надо сперва получить, потом размолоть, потом выпекать из него хлеб или кормить птицу. Если мы это прекратим, представьте: полстраны будет ходить без работы. Второе: мы уже убедились на практике, что это в целом нам дешевле обходится, чем покупать импортное молоко, мясо. Возьмите Россию — зачем они развивают свое сельское хозяйство? Можно же качать нефть, получать за нее валюту и на эту валюту покупать за рубежом продукты питания. Но нет же! И не зря появился термин «продовольственная безопасность». Когда у тебя нет своего и тебе кто–то поставляет, он в любой момент тебя может взять за горло. И все — нет независимости, нет суверенитета. А еще ведь на собственном сельском хозяйстве держится и целый шлейф промышленности! От плугов до суперкомбайнов. Свое сельское хозяйство — это школа, это традиции, вообще — уклад жизни. Да и вообще, кто не нюхал этого хлеба, тот никогда не поймет, что надо иметь свое. Все надо иметь свое, на что мы способны! Это развивает нас, поднимает нацию, дает возможность зарабатывать людям.

При этом Александр Лукашенко затронул еще один аспект:

— Я задумываюсь, стоит ли нам уже сейчас производить сельхозпродукции значительно больше, чем мы производим ныне? В перспективе — стоит, ведь в мире многие голодают. Но сегодня мы не будем форсировать это. Потому что продать тяжело! Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком. Но в перспективе все это будет востребовано вдвойне! Африка поднимается, тот же Китай будет потреблять немало. Как только увидим, что надо больше, мы увеличим. Делать это мы умеем, технологии знаем.

Фото БЕЛТА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter