Соблюдай дистанцию?

Ускоренное развитие информационных технологий разрушает традиционные представления об организации труда...
Ускоренное развитие информационных технологий разрушает традиционные представления об организации труда. Ни для кого не секрет, что сегодня можно зарабатывать деньги, сидя в собственных апартаментах. Телеработа (или работа на расстоянии) становится все популярнее, вызывая в то же время бурные споры по поводу содержания и формы явления как такового.

Официальный старт был дан в 1972 году, когда американец Джек Ниллес пришел к выводу, что легче и удобнее доставить работу к человеку, чем наоборот. С помощью компьютерной сети работник получает задание и, выполнив, отсылает его в офис. Бизнесмены в США и Европе быстро смекнули, что новшество прибыльное. Не надо нести расходы на аренду площадей, покупку мебели и оплату коммунальных услуг. Кроме того, персонал телеработников экономит время на поездках в офис и обратно. Попутно выяснилось, что это сокращает потребление бензина и снижает загрязнение окружающей среды.

В конце прошлого тысячелетия появились компании, целиком работающие в виртуальном пространстве. Их сотрудники контактировали друг с другом через Интернет, корректируя ход совместной работы и пересылая друг другу промежуточные материалы. При необходимости организовывались телеконференции. Правда, в большинстве фирм, практикующих телеработу, посещение офиса, хотя бы еженедельное, являлось все же обязательным условием. В конце 90–х в США насчитывалось более 8 миллионов «белых воротничков», работающих подобным образом. При этом штат телеработников прирастал на 15 процентов ежегодно. Сам рынок удаленной работы оценивался в 30 — 40 млрд. долларов. Сегодня эти показатели намного выше.

На Западе проводятся различные исследования в этом значимом сегменте современной жизни, разрабатывается нормативно–правовая база. Социальные вопросы, связанные с телеработой, активно обсуждаются в СМИ.

В Беларуси, по словам председателя совета директоров источник Юрия Зиссера, специальные исследования, посвященные рынку телеработы, пока не проводились. Можно назвать только профессии, представители которых в нашей стране чаще других переключаются на дистанционную работу. Это дизайнеры, программисты, переводчики, журналисты, бухгалтеры, художники.

— С точки зрения законодательства, — говорит Юрий Зиссер, — работу на дому можно считать постоянной местной командировкой. В таком случае на надомный труд должны распространяться все требования КЗоТа, техники безопасности и охраны труда. Есть множество специалистов, удаленно работающих для белорусских предприятий, в основном малых. Телеработников, которые легально трудятся на иностранные предприятия, у нас единицы...

Сколько сегодня людей работает на иностранные фирмы, нигде при этом не регистрируясь, не знает, пожалуй, никто. Мне удалось побеседовать с человеком, имеющим опыт «теневой» дистанционной работы. Вадим Савельев сейчас является «стационарным» копирайтером одного из минских рекламных агентств. Однако еще пару лет назад, будучи студентом–старшекурсником, Вадим зарабатывал деньги, сидя дома у экрана своего компьютера и выполняя заказы преимущественно московских рекламных контор. За один ролик Вадим получал около 300 долларов. «Впрочем, — рассуждает Вадим, — по тамошним меркам, это не деньги». Штатный копирайтер в первопрестольной за аналогичный продукт имеет на порядок больше. Московские фирмы неплохо экономят, используя дешевый труд отдаленных работников. Деньги за слоганы, сценарии и ролики Вадим получал в Минске «черным налом» или же ездил за гонорарами в Москву.

— Там меня просили расписываться в ведомостях, но вряд ли те бумаги представлялись в налоговых службах. Думаю, они предназначались сугубо для внутренней отчетности.

Вадиму повезло. За труд ему платили вовремя и в соответствии с оговоренной суммой. А вот минчанка Ирина, занимавшаяся переводами во время декретного отпуска, жалуется, что среди работодателей нередко встречаются люди недобросовестные, которые любят даром попользоваться услугами телеработников. Справедливости, конечно, не добьешься, поскольку никакие договоры с заказчиками не подписываются.

«Быть фрилансером (так обычно именуют «вольных художников», выполняющих заказы в интернет–сети) сложно, — объясняет Вадим, — нет уверенности в завтрашнем дне. Бывало, по месяцу сидел без денег, потому что не приходило ни одного заказа. Работая в офисе и получая оклад, чувствуешь себя как–то стабильнее».

Владимир Гревцов, директор информационно–издательского холдинга, считает, что люди из категории телеработников–одиночек, не закрепленные юридически на определенном месте, рано или поздно начинают задумываться о таких вещах, как, например, пенсия. Это побуждает их переключаться на более традиционные формы труда.

О перспективах развития легальной телеработы Владимир Гревцов высказывается следующим образом:

— Здесь мы имеем дело с группой противоречивых факторов. Да, это экономически выгодно работодателю и удобно работникам. Но с другой стороны, люди не могут сидеть дома долгое время — они дичают. А работа — это ведь живое общение. К тому же для начальника крайне важно видеть своих подчиненных. Когда я прихожу на работу в 9.00, то знаю, что в 9.05 придут все мои сотрудники. Если же в это время кто–то не появился на рабочем месте, возникает маленькая тревога. Когда я не вижу, как трудятся мои подчиненные, у меня появляется такое чувство, что контролируемость рабочего процесса теряется.

Схожий взгляд на телеработу имеет и Юрий Зиссер:

— Сами телеработники, за редким исключением, хотят работать в офисе, что неудивительно. Именно здесь люди узнают, сами рассказывают и обсуждают новости, сплетничают, учатся и учат других, конкурируют друг с другом, в конце концов, празднуют именины. Необходимость общения во время работы — главная причина того, что продекларированная 20 лет назад в США «чудовищная» идея о переводе к 2000 году половины населения страны «на дом» так и не осуществилась. Хотя технические возможности для этого имеются.

Интересно, а что думают по поводу телеработы читатели? Пишите на econom_class@sb.by.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter