Собачья работа

Корреспондент "СБ" побывал на корриде по-белорусски Весь день 23 октября жители деревеньки Литусово в Сенненском районе могли наблюдать необычное зрелище.
Корреспондент "СБ" побывал на корриде по-белорусски

Весь день 23 октября жители деревеньки Литусово в Сенненском районе могли наблюдать необычное зрелище. Каждые полчаса по размытой проселочной дороге, соединяющей деревню с местной частной зверофермой, проезжали машины с российскими, украинскими, литовскими и латвийскими номерами. Но самое удивительное - во всех машинах сидело несколько подозрительно похожих друг на друга собак.

Поток автомобилистов-собачников не прекращался до поздней ночи. А в сумеречной тишине по припорошенным первым снегом окрестностям беспрерывно гуляло эхо многоголосого собачьего лая. Жители Литусово к такой невидали привыкли. Вот уже девятый год местный фермер Александр Борисенок проводит необычное мероприятие под названием международный чемпионат лаек по вольерному кабану и подсадному медведю.

Сам по себе чемпионат не что иное, как проверка собак на работу - умение выслеживать и останавливать зверя. Проводятся соревнования в условиях, максимально приближенных к реальности. Диких кабанов временно "прописывают" в огороженных забором вольерах. Медведя, самого опасного лесного хищника, садят на цепь, свободно скользящую по металлическому тросу. Собаки выходят на "охоту" по одиночке и парами. Их поведение оценивается по стобалльной системе, на основе полученных баллов выдается диплом. Для того чтобы получить диплом первой степени, лайке требуется быть Пинкертоном и Терминатором в одном лице. Таких - единицы. На прошедшем чемпионате такой чести удостоилось только несколько четвероногих участников.

Эпицентр чемпионата - так называемый гостиничный комплекс, двухэтажный коттедж с десятком комнат, русская баня, два участка леса, огороженных проволочным забором. Именно сюда приезжают со всех концов бывшего СССР заядлые охотники проверить своих питомцев на прочность. Лайки здесь везде - одни привязаны к деревьям вокруг гостиницы, другие выглядывают из закрытых машин, третьих уже определили на постой в специально оборудованные клетки. Охотники в предвкушении состязаний до хрипоты спорят, чья собака лучше сработает, у какого питомца экстерьер (внешность) правильнее. Рядом стоят счастливые обладатели племенных щенков (многие сюда приезжают улучшить породу питомцев).

Медведь

Ранним утром по свежему снегу мы отправились в соседний лес. Здесь развернулось основное, самое грандиозное, зрелище чемпионата - работа лаек по медведю. Поединок собаки с медведем можно назвать корридой по-белорусски.

- Лайки, между прочим, очень рискуют, - рассказывает один из экспертов Иван Довгучиц, наблюдающий за ходом соревнований. - Медведь, с виду грузное, неповоротливое животное, на самом деле в нужный момент становится стремительным и опасным хищником.

В это время из заснеженного леса вылетает пара лаек, идущих по проложенному следу косолапого. Увидев медведя, они заливаются звонким лаем и бросаются к хищнику. Лайки как будто танцуют вокруг грозного хозяина леса, тот на них пока практически не реагирует, лениво отбрыкивается.

- Лайки должны выполнить две основные задачи, - продолжает мой собеседник, - вначале они выслеживают медведя, после сковывают его (не дают двигаться) и лаем призывают охотника. По нормативам наших соревнований собаки должны работать так 10 минут, не отвлекаясь.

Собаки тем временем, как бы иллюстрируя слова Ивана Антоновича, носятся вокруг не на шутку разозлившегося хищника. Пару раз им даже удается укусить жертву. Медведь приходит в ярость, встает на задние лапы, пытается повернуться к обидчикам, но те, выручая друг друга, всегда атакуют с двух сторон.

Проходит 10 минут, зачетное время окончено, оценки выставлены, но разъяренные собаки уже не слышат команд хозяина и не отстают от косолапого. Теперь приходится рисковать и охотникам - надо оттягивать питомцев. Медведь, конечно, такому вниманию к своей персоне не очень рад, и я замечаю, что пару раз людям и собакам чудом удается спастись от "дружеских" объятий.

Конечно, не все собаки работают. Иные лайки, увидев хищника, не проявляют к нему никакого интереса и бодро уносятся в лес по своим, собачим, делам. Под деликатное хихиканье соратников-охотников хозяин бросается ловить своего беспечного питомца.

Кабан

В вольере с диким кабаном не то что шуметь, даже курить нельзя - все это будет отвлекать испытуемую собаку от главного дела - "охоты" на зверя. Лайку спускают, и начинается самое интересное. Где находится кабан, неизвестно - огороженная площадь занимает 4 гектара. Лайка моментально исчезает среди деревьев. Несколько минут мы видим, как собака кружит вдалеке и выслеживает зверя. Вскоре она подает голос, мол, нашла кабана и бросается за ним. За лайкой с не меньшим проворством бегут судьи. Немного поодаль почтительно семенит хозяин пса. Все, кроме животных, стараются не шуметь. Заметить, как работает собака, не так легко. Взрослый 120-килограммовый секач не стоит на месте, с грацией комода, на коротких ножках, он, похрюкивая, носится кругами, не разбирая дороги. Увидев человека, зверь замирает на несколько секунд, разворачивается и спасается бегством.

Через 10 - 15 минут судьи объявляют об окончании испытания. Просим хозяина, чтобы собака немного поработала "внеурочно" на благо журналистики. Для того чтобы фотокорреспондент "СБ" сумел сделать снимок дикого животного, в вольере была устроена настоящая облава. Кабана надо было не только найти, но и выгнать на открытое место, чтобы было удобно его сфотографировать. Несколько попыток окончились неудачей. Увидев нас издалека, зверь стремительно убегал, о его местонахождении можно было лишь догадываться судя по треску бурелома и снегу, осыпающемуся с еловых лап. В какой-то момент животное даже решило поменяться с нами ролями и превратилось из жертвы в охотника. Увидев судью, кабан опрометью бросился на него, тот едва успел отскочить. И вот наконец настал момент истины. При активном участии четвероногого охотника кабан позирует перед камерой во всей красе.

Хозяин

Не просите охотника рассказать вам о своем питомце. Для неподготовленного обывателя это испытание не из легких. Как признался мне Александр Борисенок, о каждой своей собаке он может рассказывать часами. А лаек у Александра Константиновича больше 200! И он знает родословную каждой как минимум до четвертого колена.

Звероферма Александра Борисенка - удивительный симбиоз хобби и работы. Тысячи норок живут бок о бок с лайками. Причем собаки охраняют весь периметр фермы, так что незаконно попасть внутрь ее или выбраться наружу чревато как для воров, так и для драгоценных зверьков.

- Устраивать международные чемпионаты лаек я начал с 1995 года. Дело в том, что в 1992 году прошел последний крупный чемпионат кабанов, - вспоминает Александр Константинович. - На этом дело заглохло. Пришлось заняться организационной работой мне. Создал базу - гостиницу и вольеры. В результате сейчас проходит уже девятый по счету чемпионат.

Между прочим, соревнования, которые проводятся на базе Александра Борисенка, - крупнейшие в СНГ. Люди едут сюда из разных уголков России на своих машинах несколько суток. В нынешних состязаниях участвовало 9 охотничьих команд: 3 - из Латвии, 3 - российские, две белорусские и украинская. Всего было "проэкзаменовано" 70 собак. И это далеко не предел, ведь в этом году собралась только половина ожидаемых гостей. Причина для охотника более чем уважительная - соревнования совпали с открытием сезона охоты на кабана.

Победители

На 9-м международном чемпионате лаек по вольерному кабану и подсадному медведю "Литусово-2003" победителями стали

: 1-е место - питомник "Урман" (Беларусь);

2-е место - клуб "Охота" Смоленского охотуправления;

3-е место - Ленинградское общество охотников и рыболовов.

Клички лаек-победителей не упоминаются из соображений безопасности - в последнее время участились кражи элитных собак.

P.S. Очень жаль, но на прошедшем в Литусово международном чемпионате белорусские судьи могли быть только наблюдателями. А дело в том, что в 1998 году руководство Белорусского общества охотников и рыболовов (БООР) приняло положение об экспертах по охотничьему собаководству. Отечественным специалистам попросту запретили принимать участие в кинологических мероприятиях, которые проводятся организациями, не входящими в систему белорусского кинологического объединения. По сути, с момента вступления документа в силу БООР становится монополистом организации и проведения всех чемпионатов и выставок в стране.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter