Со свистом ветра в дырявом днище

Итоги рейда: В перевозках пассажиров не должно быть мелочей

В продолжение темы, поднятой в № 71 нашей газеты за 17 апреля «Лучше плохо ехать?», вместе с профессионалами — начальником отдела контроля транспортной инспекции Витебской области Константином Роем и сотрудником инспекции Виталием Рыбаковым мы отправляемся в рейд. Цель — оценить уровень комфорта, предоставляемого государственным перевозчиком пассажирам. На этот раз мы решили побывать в столице будущих «Дожинок».

…Центральная улица Городка. Незаметно «увязываемся» за рейсовым городским автобусом. У «Радзiмiча» на заднем стекле прикреплена табличка с номером «106», впереди — «2». Знакомимся с водителем. Документы в порядке, а вот что касается машины — явные нарушения. Салон настолько прогнивший, что сквозь дыры можно наблюдать дорожное покрытие, да и провалиться не сложно… Визитной карточки с фамилией и фотографией водителя в салоне также нет. Шофер, похоже, вообще не знает, что присутствие такой информации обязательно.

Автостанция сейчас полуразобрана и прячется за высоким забором.

Билеты продают на горке, рядом с филиалом автопарка. Это с добрый километр от центра, через мост. Кто пойдет сюда с тяжелыми сумками, если возле бывшего автовокзала дежурят частники, готовые домчать в любом направлении? Похоже, для извозчиков настал «звездный час». Правда, индивидуальный предприниматель на «ситроене», автомобиль которого мы также решили проверить, скромничает: мол, не так уж успешно дела и идут... Рядом дежурят еще несколько машин, не обозначенных специальными элементами такси. Понятно: работает команда — один зарегистрированный служит прикрытием для нескольких нелегалов.

На автостанции, а сейчас это обычный киоск — ни навеса, ни надлежащих условий для ожидания автобуса, — стоит ржавый, крашеный-перекрашеный пазик. Водитель Сергей Хохлов только-только приехал из Новки. На руках — ни техпаспорта, ни техталона: на базе, мол, забыл перед рейсом. В салоне автобуса страшно дотронуться до чего-нибудь. Густая пыль на сиденьях, ржавые конструкции, на грязном полу — тряпки, лоскуты резины, шланги, пластиковые емкости.

— Ничего лишнего в салоне нет, мне все это нужно! — идет в атаку водитель. — Вот из канистры пол поливаю, когда очень пыльно. Убирать? А я вам что, уборщик?!

— Парк старый, — вторит подчиненному начальник участка «Городок» автопарка № 1 «Витебскоблавтотранса». — У нас 15 машин, последний раз обновлялись в 2006 году. Теперь вот по графику ждем три новых автобуса, но в замене нуждаются восемь. Я бы не сказал, что зарплата низкая, — отдельные водители под 5 миллионов рублей получают. Но все равно профессионалов не хватает…

Следующий наш пункт назначения — витебский автовокзал. Здесь в ожидании своих рейсов скопилось больше десятка автобусов. Водители собираются группками, обсуждают проблемы. Между делом инспекторы рассказывают об инициированном ими собрании перевозчиков. На нем присутствовали представители облисполкома и горисполкома, налоговой инспекции и других органов. Обсуждалась и напечатанная в «Рэспубліцы» статья. «Витебскоблавтотранс» призвал все подведомственные ему структуры срочно повысить качество обслуживания пассажиров. Витебский горисполком обратил внимание частных перевозчиков на то, что при проведении конкурсов некоторые из них в погоне за правом обладания выгодным маршрутом заявляют комфортабельные дорогостоящие машины типа «мерседеса», а на линии работают старые «газели». Так быть не должно.

Сегодня понятно одно: в пассажирских перевозках не должно быть мелочей. Все они так или иначе влияют на общий имидж перевозчика. Пассажир не будет выяснять, кто виноват в дискомфорте: неудачный проект автомобилестроителей, ленивый водитель или отсутствие средств у перевозчика. Конечно же, для поездки он выберет комфортабельный «микрик» с телевизором, а не битый, ржавый и немытый пазик. Клиент имеет право выбирать. Так же, как и знать, по каким критериям (кроме цены) различаются, скажем, обычный и скоростной маршруты в тот же горпоселок Лиозно? Кстати, и кассир, и директор витебского автовокзала Владимир Куделко правильно считают: они должны вроде бы различаться количеством остановок. Вот только в паспорте маршрута их одинаковое количество и при поездке за 22 тысячи рублей, и за 29. Так, может быть, нужно искать возможности увеличения прибыльности перевозок не с помощью этих «маленьких хитростей», а через повышение качества работы в целом?

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter