Утверждены планы развития городов-спутников

Со спутником по жизни

О городах-спутниках у нас в стране говорят не первый год. Их названия уже  известны, определен и профиль развития — для минских. А недавно Указом № 13 от 18 января нынешнего года утверждены схемы комплексной территориальной организации областей и генпланы Жабинки, Скиделя, Дзержинска, Заславля, Логойска, Руденска, Смолевичей, Фаниполя. Причем первыми за дело возьмутся брестские и гродненские архитекторы и строители. Наши журналисты побывали в двух будущих городах-спутниках, оценили обещанные преимущества и попытались найти недостатки в пригородной жизни.


Фото Павла ЛОСИЧА

Спутник достает козыри из рукава


Жабинка — городок небольшой. Сегодня здесь живет чуть больше 13 тысяч человек. Вполне вероятно, уже в ближайшие 10 лет население удвоится. Во всяком случае, это предусмотрено генпланом развития Жабинки. Корреспондент «Р» побывал в городе-спутнике Бреста и попытался оценить все его преимущества.

Утренние поезда, следующие в брестском направлении, заполнены практически до отказа. Из Жабинки на работу в Брест ездят сотни, а возможно, и тысячи человек. Назвать точную цифру вряд ли кто-то возьмется. 

Фотограф Алексей Ганчук каждое утро садится в электричку Белоозерск — Брест. Из Жабинки поезд отправляется в 7 часов 34 минуты. Через полчаса состав прибывает на станцию Брест-Центральный. Алексей говорит, первое время добираться на работу поездом было непривычно. Теперь ничего, привык:

— От моего дома до вокзала в Жабинке нужно идти примерно 15 минут. Полчаса занимает дорога до Бреста, еще полчаса я иду от вокзала до работы. На троллейбусе, конечно, было бы быстрее, но мне нравятся пешие прогулки. Для здоровья, говорят, полезно. Что касается стоимости поездок, то я покупаю проездной на месяц. Цена вопроса — около 150 тысяч рублей. Разовый билет на электричку — 5 тысяч. Это дешевле, чем одна поездка в городской маршрутке.

Неудивительно, что железнодорожный вид транспорта — самый востребованный у жителей Жабинки. Особенно утренние поезда, которые отправляются в 6.38, 6.52 и в 7.34. Впрочем, и маршрутки не пустуют. В расписании — девять ежедневных рейсов. Правда, стоимость билетов гораздо выше — 16 тысяч рублей. Многие выбирают именно этот вид транспорта, поскольку маршрутки идут по центральным городским улицам.

Фото Павла ЛОСИЧА

Расстояние между границами Бреста и его спутника около 20 километров. На машине дорога заняла всего около 13 минут по трассе М1/Е30. На поездку в одну сторону уходит примерно 1,35 литра 95-го бензина. Разумеется, с учетом разъездов по городу этот показатель будет несколько выше. Однако если на работу в Брест на одном авто ездят оба супруга, то ежедневные поездки на машине обойдутся дешевле, чем на маршрутке. 

И без того неплохое транспортное сообщение между Брестом и Жабинкой планируется развивать и дальше. Во-первых, со временем в расписании появятся дополнительные поезда. Во-вторых, увеличится количество автобусных экспресс-маршрутов. Ну а в-третьих, в будущем областной центр и город-спутник соединит троллейбусная линия. Проект реализуют при наличии необходимого финансирования. 

Предполагается, что к 2025 году население города-спутника составит 25 тысяч человек. Соответственно, в два раза вырастет и жилищный фонд: если сегодня он составляет 378,2 тысячи квадратных метров, то в течение десяти ближайших лет увеличится до 757,2 тысячи квадратных метров. Причем в основном рост произойдет за счет строительства индивидуального жилья. Но если брестчане начнут массово строиться в Жабинке, свободные участки закончатся уже через несколько лет. Тогда, вероятно, придется отдавать под строительство и земли сельхозназначения. 

Столь пристальное внимание именно к индивидуальному строительству легко объяснимо. В Бресте свободных площадок под частные дома уже не осталось. Поэтому брестчанам предлагают строиться в Жабинке. К слову, ажиотажа пока не наблюдается: в очереди на участки в Жабинковском райисполкоме зарегистрировано 185 человек. Из них брестчан — всего 30. 

Чтобы привлечь новых жителей в город-спутник, предстоит подтянуть социальную сферу, нагрузка на которую серьезно возрастет. Главная проблема — детские сады. Уже сегодня мест в дошкольных учреждениях не хватает. Пять детских садов, рассчитанных на 660 мест, посещают 845 малышей. До 2025 года количество мест в детсадах планируется, как минимум, удвоить. Новая сад-школа появится и в районе индивидуальной застройки у деревни Щеглики.

Планов, связанных с развитием социальной сферы, у местных властей много. Это и реконструкция городского стадиона, и капитальный ремонт физкультурно-оздоровительного комплекса «Бодрость», и строительство лыжероллерной трассы в городском парке. По обоим берегам Мухавца планируется разбить парк отдыха с аттракционами, причалами, лодочной станцией. Также предстоит расширить поликлинику, увеличить количество бригад скорой помощи, ввести 54 новые врачебные должности. И, конечно, серьезная статья расходов — коммуникации. Действующее положение о финансировании объектов инженерно-транспортной инфраструктуры предполагает участие на паритетных началах республиканского и областного бюджетов. Найдутся ли на все эти проекты средства — вопрос, на который пока нет ответа.

Предполагается, что большинство новых жителей Жабинки будут работать в Бресте. В частности, в свободной экономической зоне. Расстояние от райцентра до СЭЗ — около 10 км. 

Заместитель председателя райисполкома Александр Григорчук отмечает, что экономическое будущее Жабинки связывают с развитием малого и среднего бизнеса. В прошлом году в райцентре создано пять предприятий и 93 новых рабочих места. Ожидается, что в 2016-м в городе будет создано еще 80 рабочих мест:

— На одном из ближайших заседаний райисполкома рассмотрим вопрос о дополнительной инвестиционной привлекательности Жабинки. Возможно, по отношению к новым перспективным проектам мы будем использовать не повышающие, а понижающие коэффициенты по налогу на землю и недвижимость. Надеемся, эти меры привлекут в Жабинковский район новых инвесторов. 

С точки зрения человека не делового, но семейного, у Жабинки даже сегодня немало преимуществ. От перспективных районов индивидуальной застройки до центра города — всего два километра. Столько же — до трассы Минск — Брест. Компактный, тихий городок расположен совсем рядом с Брестом. Если удастся подтянуть социальную сферу, построить новые школы и детские сады, для многих брестчан вопрос, переезжать в Жабинку или нет, перейдет в разряд риторических.

По мнению заместителя председателя Жабинковского райисполкома Анатолия Шолтанюка (на снимке), удачное расположение Жабинки — один из главных козырей города-спутника.

— Планируется, что к 2025 году в Жабинку переедет около 10 тысяч брестчан. Разумеется, чтобы привлечь такое количество людей, нужно создать условия не хуже, чем в Бресте. Чтобы в районе жилой застройки были детский сад, школа, хороший магазин, зона отдыха, — Анатолий Витальевич показывает на карте города земельные участки общей площадью 160 гектаров. Они расположены прямо у въезда в Жабинку со стороны Бреста, рядом с деревней Щеглики. — Есть еще несколько зон, где будут строиться индивидуальные дома. В том числе в окрестных деревнях, которые вскоре войдут в городскую черту.

Павел ЛОСИЧ

p.losich@gmail.com

Заботы сладкого города


Город-спутник. Так стали называть небольшой городок Скидель, что в 30 километрах от Гродно, пару лет назад. В свое время в народе городок славился «ароматом», исходящим от полей фильтрации крупнейшего в стране сахарного завода. Совсем недавно здесь ввели первую очередь очистных сооружений. И город задышал свободнее. Обещают, что лет через 5 от неприятного запаха не останется и следа. Каких еще перемен ждут жители города-спутника и чего боятся?

Фото Татьяны КОНДРАТЬЕВОЙ

Минская трасса М6 разделила город на две части. С одной стороны, для горожан это, конечно, дополнительные неудобства. С другой — плюс: транспортное сообщение между Скиделем и Гродно налажено четко, автобусы и маршрутки курсируют буквально через каждые полчаса. Есть между городами и железнодорожное сообщение. Если город в ближайшее время действительно разрастется — скоростная электричка позволит добраться сюда в считаные минуты. Нет сомнений, лучшего спутника для Гродно не придумаешь. 

Молодежь сюда заманили в свое время возможностью построить жилье. За последние 8 лет жители, в основном молодые семьи, получили ключи от 520 новых квартир, еще 120 участков отдано под индивидуальную застройку. Недавно заложили 160-квартирный жилой дом. И это только начало. Но так ли все хорошо, как кажется на первый взгляд? Алеся Рапецкая родилась и выросла в Скиделе. Вышла замуж, сейчас в молодой семье подрастают два сына. Старшенький давно ходит в детский сад, а младший пока дома. 

— Проблема с местами в детских садах возникла даже не вчера. Очереди расписаны на годы вперед. Если вовремя не поставишь ребенка на учет, то можно остаться без сада. Говорят, город будет развиваться и к нам приедут новые жители. Надо построить еще хотя бы два детских сада, чтобы как-то стабилизировать ситуацию. Но, насколько мне известно, на этот год строительство детских садов в городе не запланировано. 

Школьный вопрос тоже давно завис в воздухе. Две школы, гимназия и лицей забиты под завязку. Пару лет назад, чтобы как-то исправить положение, к школе № 1 пристроили помещение, где расположились 140 учеников. Капитальный ремонт затянулся на долгие годы, да так и не закончился. До сих пор ученики не увидели спортивного и актового залов,  новой столовой, давно устарел пищеблок. Санитарные службы каждый год предъявляют справедливые претензии, но денег в бюджете так и не нашлось. 

В центре Скиделя очень уютно: красивый скверик, многочисленные магазинчики с яркими вывесками, симпатичные фасады банка, универмага, горисполкома. Живи — не хочу! Но горожанин Николай Терещук давно ждет перемен:

— Молодежи здесь совершенно нечего делать. Вот вы видите ресторан потребкооперации, работающий по принципу ритуального бюро. Режим работы до 18.00. По сути, он открыт, когда есть заказ на проведение мероприятия, чаще всего поминок. На дискотеку приходится ехать в Гродно. У нас нет даже кинотеатра. Летом можно отдохнуть на берегу Котры, а вот зимой совсем тоскливо. Почему бы не построить в Скиделе спортивный комплекс с бассейном и тренажерным залом? 

Чего же еще не хватает скидельчанам? Пожилые люди не в восторге от медицинского обслуживания. Пятиэтажное здание местной больницы пребывает в плачевном состоянии. А когда-то это учреждение здравоохранения было одним из лучших на Гродненщине. Давно это было. Теперь главный корпус требует ремонта, медицинское оборудование устарело морально и физически, катастрофически не хватает врачей и медсестер. Все горожане могли бы получать медицинскую помощь на месте. Но узких специалистов нет, да и медработники широкого профиля надолго не задерживаются. Председатель горисполкома мечтает о строительстве арендных квартир. Чтобы можно было хоть как-то удержать молодых учителей, врачей и работников правопорядка. С такими задачами городу-спутнику в одиночку не справиться. 

— По плану за 10 лет город прирастет на 7 тысяч человек, — делает прогноз Александр Лозовик. — Строить и ремонтировать социальные объекты просто жизненно необходимо. Определены и утверждены площадки под многоэтажную и усадебную застройку, на плане мы видим места под формирование логистических и научно-производственных центров. Свободная экономическая зона «Гродноинвест» также может использовать под организацию новых производств выделенные для этого территории. Есть где развернуться.

Бегло пролистав новый генплан развития Скиделя, понимаешь: все в нем хорошо. Центр города станет еще краше за счет новых объектов. В планах — строительство многофункционального общественного центра с торговыми точками. Сеть велодорожек свяжет с северной и южной частями. Построят и гостиницу, которой так не хватает командированным и заезжим гостям. В общем, спутник только выходит на стартовую позицию.

Председатель Скидельского горисполкома  Александр  Лозовик (на снимке): 

— Перемены назрели уже давно, и мы очень надеемся, что генеральный план не останется на бумаге. Пока с трудоустройством проблем нет. На наших крупнейших предприятиях — сахарном заводе, агрокомбинате «Скидельский» и других — не хватает рабочих рук. В последние годы у нас сложилась благоприятная демографическая ситуация. Всего в городе проживает 10 650 жителей, 2020 из них — в возрасте до 18 лет, более 6200 — трудоспособного возраста.  

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

Tanula.K@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter