Правда ли, что на упаковке молока в скором времени укажут даже ферму, где оно надоено?

Со смартфоном сам себе ревизор

Жительница Паперни Минского района Нелли Степанюк недавно купила в одном из столичных гипермаркетов молоко от известного производителя и усомнилась в подлинности. Смутило и количество продукта в пакете — 935 граммов почему-то и какая-то мятая и тусклая упаковка. Вот и спрашивает нас, правда ли, что в скором времени подлинность молочки можно будет проверить самому через интернет?

pixabay.com

Что касается недолива, то, как выяснилось, он бывает и называется коммерческим. Производители асептического оборудования по розливу молока о нем заявляют прямо. А вот молоко в таре объемом 0,85, 0,95 литра действительно встречается на прилавках в магазинах. Это своеобразный ход производителя — уменьшить вес продукта без изменения цены, и называется он даунсайдинг. Но здесь все четко и без нарушения прав потребителя. Визуально упаковка в 0,93 и 1 литр схожи. Молокозавод обязательно указывает на номинальный объем. Разве что шрифт зачастую мелкий и не сразу разглядишь, что же там написано.

Подобным образом производители ведут себя и с крупами. Гречка, пшено в упаковке 800, 700 граммов уже мало удивляют. В подсолнечном масле также разбежки по весу, и литрового розлива практически нет. Макароны в фасовке по килограмму редки. Чаще пачки по 500 граммов, но лежат на прилавках по 400, 800 граммов. Хотя маленькая упаковка удобнее для транспортировки и складирования. Неудивительно, что Совмин принял постановление № 824 о ценниках на продукты за килограмм. И хотя здесь продавцы пошли на хитрость — указывают стоимость мелким шрифтом, пока серьезных нарушений не выявлено.

Но что если покупатель сомневается в подлинности самого продукта? Проверить поставщика дорогих изделий из меха, например, можно по чипам на них. Недешевые шубы маркируются контрольными (идентификационными) знаками с RFID-метками. Требование действует около четырех лет и защищает рынок от «серых» продавцов и нелегальных схем. О запрещенных к продаже в Беларуси товарах можно узнать в Госстандарте. Перечень обновляется ежемесячно.

А вот что касается молока, то чипировать все пакеты пока не собираются. Но технологии такие есть, и это белорусско-казахский стартап. Его разработчики уже договариваются с предприятиями о том, чтобы маркировать молочку специальными штрихкодами. Они помогут определить подлинность товара.

Руководитель стартапа Денис Фандеев:

— Производитель сможет вносить информацию о молоке, его пути с указанием места дойки на свое усмотрение. Покупатель прямо с витрины магазина проверит эти данные путем введения запроса штрихкода по мобильному телефону. Это необходимо для экспортеров, чтобы защитить свое качество на рынке.

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter