Объемы поставок молочной продукции растут, а денег производители получают все меньше

Снять сливки с молочной реки

Парадоксальная ситуация: объемы поставок молочной продукции в натуральном выражении растут, а денег производители получают все  меньше. При этом аграрии строят амбициозные планы по наращиванию производства. Однако просто произвести  продукцию, даже высококачественную, нынче уже недостаточно.  Куда и по каким ценам ее предстоит продать, чтобы не прогадать? Попытаемся разобраться.



Последний год для молочной отрасли страны был непростым. Находившиеся много лет подряд на пике экспортной волны производители вдруг столкнулись с определенными сложностями — мировой молочный рынок ныне переживает не лучшие времена. А пессимисты утверждают, что он и вовсе находится в штопоре. 

Введение Россией продовольственного эмбарго в прошлом году сначала показалось нашим производителям  многообещающим  Клондайком. Многие решили, что соседи тут же скупят все наши излишки, причем по высоким ценам. Отчасти расчеты предприятий заметно увеличить экспортные поставки были обоснованны. Но из-за колебаний российской валюты наши молокозаводы вдруг стали недополучать огромные деньги, и молочный рынок оказался буквально подорван.

Кроме того, российское правительство восприняло введение санкций как прекрасный повод для реализации своей концептуальной программы импортозамещения и развития собственных предприятий. Уже сегодня соседи почти на 100 процентов обеспечивают себя мясом птицы, стремятся к такому показателю и в производстве свинины. А вот на восстановление молочной отрасли им понадобится еще 10—15 лет. 

В нашем  Министерстве сельского хозяйства и продовольствия считают, что отпущенным нам сроком надо воспользоваться максимально эффективно. 

Но не забывать: если уровень производственных мощностей и выпускаемые объемы позволяют нам наращивать экспорт, то в ценовом отношении ситуация далеко не самая выгодная. Первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич приводит такие цифры: за пять месяцев нынешнего года мы экспортировали молочной продукции на 2,5 млрд долларов.  По валу продукции это 105,4 процента и всего лишь 76 — в денежном выражении относительно цифр прошлого года.



Причина банальная: резкое снижение экспортных цен. Так, на сухое цельное молоко (СОМ) цена снизилась аж на 46 процентов, сливочное масло подешевело на 32 процента, а сыр — на 12. Чтобы компенсировать это падение, считает Леонид Маринич, необходимо снижать затраты на производство продукции, делать ставку на новые технологии.

Кроме того, рынок показывает: выгоднее работать не с производством сухого молока, а выпускать продукцию с большой добавленной стоимостью. Самая выгодная в плане стоимости экспортная позиция — сыры. 

Эксперт молочного рынка России Марина Петрова (г. Москва) признает: Беларусь, как страна-поставщик, для российских потребителей по-прежнему остается ключевой. Вопрос в том, что удовлетворить спрос покупателя на продукцию в разумном соотношении цена-качество ни российские, ни белорусские производители уже не могут. 

— Молочный рынок в России дестабилизирован: усилилась ценовая конкуренция, на полках появилось немало фальсификата, возник кризис недоверия со стороны покупателей. Белорусской молочной продукции, разумеется, это не касается. Но здесь есть другая проблема: чтобы широко быть представленными в российских торговых сетях, производителям необходимо больше работать над своим имиджем и узнаваемостью. Пока россияне хорошо знают только одну вашу компанию. А вот остальные для них пока тайна, покрытая мраком. Вместе с тем решение вашего Минсельхозпрода о диверсификации экспорта и шаги в этом направлении — очень правильные. 

Кстати, о диверсификации. Аграрии никогда не скрывали того, что более 90 процентов экспорта нашей  молочки всегда «утекало» в Россию. И лишь менее 10 процентов продукции продавалось в 60 стран мира. Все просто: соседи всегда предлагали за наши молоко, сыры и творог самые выгодные цены по сравнению с другими государствами. Вместе с тем условия, сложившиеся в настоящее время на молочном рынке в России, диктуют свои требования: экспортные потоки нужно разделять. 



В управлении внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода не скрывают: стоимость молочной продукции на мировом рынке на 20 процентов ниже, чем на российском. И это даже с учетом падения курса рубля, которое произошло у соседей в конце прошлого года. Тем не менее производители сегодня должны заботиться о том, куда еще можно продать сыры и молоко, выпуск которых с каждым годом будет увеличиваться. В аграрном ведомстве предлагают такой вариант: через наблюдательные советы на предприятиях искать крупных заказчиков в третьих странах. Здесь даже  готовы рассмотреть вопрос формирования отдельных цен для таких поставок. 

Правда, есть у наших молочников проблемы иного характера. Большинство производителей не научились торговать с другими странами, кроме России. А сейчас  безынициативность, слабая работа маркетинга  стоят в итоге немалых денег. Директор Центра управленческих решений SARMONT Дарья Попова не скрывает: утверждение, что вся белорусская продукция качественная и дешевая, сейчас не совсем соответствует действительности. Если по качественным характеристикам наша молочка действительно впереди многих, то ценовую конкуренцию уже не выдерживает. Какие альтернативы? Выбор невелик: или продавать себе в убыток, или думать о повышении рентабельности, обеспечивать маркетинговую поддержку производства и расширять географию экспорта.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным Международной молочной федерации, Беларусь входит в пятерку мировых лидеров — экспортеров молокопродуктов. Удельный вес нашей страны в мировой торговле молочной продукцией достигает 4—5 процентов. В структуре экспорта сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении доля молочных продуктов — 68,2 процента. Основные экспортные позиции: сыры — 30 процентов, сухое обезжиренное молоко — 17, масло — 16, сухое цельное молоко — 6, творог — 5.

КОМПЕТЕНТНО

Алексей БОГДАНОВ, начальник главного управления ВЭД Министерства сельского хозяйства и продовольствия:

— Сегодня приходится признать: маркетинговые службы на многих предприятиях работают крайне неудовлетворительно. Мы существенно недорабатываем с точки зрения освоения новых рынков. Причин масса. Одна из них — языковой барьер. В службах ВЭД должен работать хотя бы один специалист со знанием английского языка. По своему опыту знаю, что потенциальные крупные покупатели, особенно из стран Азии и Ближнего Востока, не хотят общаться ни с посредниками, ни с переводчиками. Им нужен продавец с предприятия, который приедет и все сам покажет-расскажет. У нас же предпочитают работать по старинке: просто сидеть у телефона  и ждать звонков. 

Есть и другой момент. Сложно выйти на новый рынок с новым продуктом. Покупателя нужно к нему приучить. А сделать это невозможно без акций, рекламы, скидок, бонусов. А иногда необходимо и заплатить за место на полке. Словом, надо искать все варианты сотрудничества, если мы хотим расширить свое присутствие в третьих странах.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter