Как белорусский врач из глубинки случайно стал рекламным лицом несуществующего лекарства от диабета

Снова обман


Под видом белорусского ноу-хау дельцы сбывают препараты,  не зарегистрированные в Минздраве.
Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО.
«Сенсация! Открытие белорусских медиков: голубика может вылечить от диабета. Покупайте «Голубитокс» — уникальный препарат белорусской разработки, который по результатам тестов оказался чрезвычайно результативным», — радостно сообщает сайт под названием «Новости медицины Беларуси», имеющий почему–то российский адрес. Читаем дальше: «В Минске запущена целевая программа по лечению диабета — по акционной цене в 1 рубль можно купить чудесный препарат». Авторы уверяют, что лекарство получило специальный сертификат качества, который следует проверять каждому покупателю. Прилагается и фотография документа, выданного органом сертификации, расположенным в... Новосибирске. Но наши сомнения призвано развеять интервью специалиста высокого класса, «Малышева Федора Федоровича, доктора медицинских наук, профессора высшей категории, победителя XVI Государственного конкурса профессионального мастерства «Лучший врач года», члена–корреспондента Белорусской академии медицинских наук по специальности «диабетология» и директора Института диабета эндокринологического научного центра министерства здравоохранения». Такому специалисту нельзя не поверить. В выступлении врач ясно и доступно объясняет, почему новое суперсредство — единственное возможное лекарство от диабета.

Федор Малышев.

Быстрый поиск показал: на самом деле Федор Федорович Малышев реально существует. Однако он врач общей практики, заведующий Глушанской участковой больницей, расположенной недалеко от Бобруйска. И не имеет никакого отношения к эндокринологии! Звоню ему: «Да, я уже в курсе этой некрасивой истории. Доложил о ней руководству и намерен обращаться за защитой своего имени в суд». Малышев говорит, что люди, разместившие лживую рекламу непонятного препарата, — высшей пробы аферисты. «Они использовали мое имя, мою фотографию, а ведь пациенты могут поверить. Это же не шутки! Если человек, который болеет диабетом, решит полностью заменить инсулин на это странное «лекарство» и перестанет приходить к врачу, он может умереть», — взволнованно говорит Малышев. По мнению врача, умный и образованный человек никогда не клюнет на такую рекламу. Однако всегда находятся те, для кого яркие заголовки и громкие фразы — весомый аргумент.

А если написано «белорусское» — значит, качественное, считает потребитель. Наша коллега недавно получила от знакомого ссылку на сайт, где предлагалось приобрести чай от минского Свято–Елисаветинского монастыря. Авторы уверяли, что чай может вылечить от всех недугов: начиная от алкоголизма, прыщей и аллергии и заканчивая язвой желудка. Звоню в монастырь и узнаю, что никакой рекламы в интернете они не давали: «Да, мы иногда собираем травы. Но сами не производим чаи». Снова обман.

Продавцы не стесняясь
прикрываются брендом Минздрава, пиаря сомнительные лекарства.


Недавно пользователям социальной сети инстаграм предлагали новое чудо–средство для похудения. И продвигал не кто–либо под ником vrach123, а якобы сам Минздрав! Столь неприкрытое нахальство заставило Министерство здравоохранения выступить с заявлением на своем сайте. Там сказано, что подобные тексты рекламного характера содержат заведомо ложную информацию и не имеют отношения к ведомству: «Официальный сайт Минздрава не занимается размещением рекламы на своих страницах. Разрешения на использование своего имени сторонним лицам и организациям министерство также не предоставляло. Лекарственные средства, которые рекламируются подобным незаконным способом, не зарегистрированы в Беларуси и могут нанести вред здоровью».

Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли и антимонопольного регулирования, рассказала, что таких производителей можно привлечь к ответственности, если будет установлен субъект, который размещал рекламу. «После этого мы собираем материалы и направляем все данные в Министерство информации, которое принимает решение о запрете на доступ к тому или иному сайту». Барышникова обращает внимание, что любая реклама лекарственных средств всегда сопровождается напоминанием о необходимости консультации с врачом: «Это должен быть четкий алгоритм действий для каждого гражданина». Она также напомнила, что на официальном сайте Минздрава есть реестр лекарственных препаратов: «Если лекарства в этом списке нет, то доверять самой достоверной на вид рекламе не стоит. Здоровье — это не то, с чем стоит экспериментировать».

isaenok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter