Снова Берлускони навсегда?

Италию ожидают досрочные парламентские выборы

Италию ожидают досрочные парламентские выборы

Если считать предсказанием календаря майя наступление новой эры, на Апеннинах оно сбылось именно 21 декабря. С отставкой премьера Марио Монти в Италии пришел конец Второй республике, у истоков в 1994 году стоял молодой и многообещающий Берлускони. Теперь все затихли в ожидании Третьей.

Когда в ноябре прошлого года профессор экономики Марио Монти возглавил технический кабинет министров, предполагалось, что его мандат продлится до апреля 2013 года. Видный экономист и бывший еврокомиссар Марио Монти проводил радикальные непопулярные реформы для спасения неэффективной, погрязшей в коррупции третьей экономики еврозоны. Но демарш партии Берлускони смешал все карты. 

Президент принял отставку Монти и распустил парламент. Причиной стал выход из парламентского большинства партии «Народ свободы» 76-летнего экс-премьера Берлускони. Главной же сенсацией стало решение Кавальере, как называют его в Италии, вернуться в политику и возглавить партийный список на внеочередных выборах. Срочно вступить в борьбу за кресло премьера Берлускони могла вынудить угроза оказаться за решеткой после недавнего обвинительного приговора по делу о финансовых махинациях в компании Mediaset. Одним из путей избежать наказания может стать подача апелляций, другим – судебный иммунитет в случае избрания главой правительства. Есть и еще одна причина.

– Берлускони пришел в политику 17 лет назад. И эти 17 лет вся карусель итальянской политики фактически вертелась вокруг него. Оппозиция за все эти годы не смогла сформулировать ничего самостоятельного, альтернативного, она всегда отбивала пас,  играла на отражение, и только, – считает Дарио Ривольта, вице-президент Института международной политики IPALMO.

Берлусконизм, который создал в Италии Кавальере, по определению российского журналиста-международника Михаила Ильинского, – «сложное, комплексное политико-экономико-социальное явление. Берлусконизм начал развиваться, когда обнаружился явный недостаток в сильных политиках. Долгие годы  Кавальере целенаправленно строил свой политический имидж при помощи телевидения, одним из первых в Европе оценив его как средство формирования общественного мнения. Это ноу-хау Берлускони – превратить политику в шоу-бизнес, а себя – в телеобраз для завоевания популярности у избирателей. Каналы коммерческого телевидения Берлускони завлекают зрителя в мир бесконечного потребления, с красивыми женщинами, богатыми футболистами и благополучными представителями среднего класса». Так Берлускони воспитал сначала телеаудиторию, а через нее – избирателя (homo berlusconiеnsis). Он выращивал себе избирателя как предприниматель через свой телеконцерн Mediaset, а как премьер – через государственную телерадиокомпанию RAI.

Так что радость многочисленных противников патриарха итальянской политики, ликовавших после его бурной отставки в ноябре прошлого года по поводу того, что эпоха «непотопляемого Сильвио» ушла в историю, оказалась преждевременной. Сильвио Берлускони, скорее всего, вернется в большую политику.

При этом Монти предупредил президента, что при новом премьере Италия не может позволить себе вернуться в прошлое – во времена популизма, поставившие ее экономику на грань катастрофы. Озабоченность в связи с внезапным уходом Монти выразил и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. «Предстоящие итальянские выборы не должны поставить под сомнение антикризисные меры», – предупредил Баррозу, дав понять, что в Брюсселе не видят альтернативы одобренному ЕС антикризисному курсу Монти.

Третья экономика еврозоны обременена долгами в размере 1,9 трлн евро, а поэтому без курса жесткой экономии, который проводит кабинет Монти, Италия рискует снова потерять доверие иностранных кредиторов и оказаться в положении Испании или даже Греции.

До выборов остается еще целый месяц. Для Италии это достаточно много, политические конфигурации могут возникнуть самые неожиданные.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter