Снизьте скорость, вас снимают

Лихач рискует получить не только фото “на память”

Лихач рискует получить не только фото “на память”

Несколько лет назад на автодорогах страны появились приборы фотовидеофиксации. Вначале это новшество вызвало некоторые волнения со стороны любителей быстрой езды. Со временем же видеокамера стала восприниматься просто как декоративный элемент дороги. Для чего же ведется съемка? Могут ли видеокадры служить основанием для штрафа? Получить ответы на эти вопросы попытался корреспондент “НГ”.

С мышкой за нарушителем

Современная, высокоточная компьютерная техника позволяет фиксировать любые нарушения правил дорожного движения. Теперь выявить “гонщика” можно даже не выходя из помещения, глядя на огромный монитор, куда поступает информация с камер фотовидеофиксации, расположенных на автодорогах. Постепенно внедряющиеся в стране высокие технологии не дают любителям погонять там, где не надо, ни малейшего шанса. Центральная оперативно-диспетчерская служба РУП “Минскавтодор-Центр”. Честно сказать, установленный здесь монитор впечатляет. При помощи компьютерной мышки за пару секунд можно вывести на экран картинку с любой камеры фотовидеофиксации из любого региона Беларуси. На всех основных магистралях и наиболее оживленных трассах установлено 66 дорожно-измерительных станций с видеофиксацией. 32 из них оборудованы видеокамерами, работающими в режиме стоп-кадр. Информация обновляется каждые 20—30 минут и сохраняется в архивах. Еще 30 видеокамер показывают картинку в реальном режиме времени на дорогах Минщины (стоят на самых напряженных и аварийно опасных маршрутах с высокой интенсивностью движения: все выезды из Минска, МКАД и так далее). 14 из этих камер управляемые и могут поворачиваться в разные стороны.

Не спрятаться, не скрыться

Мы отслеживали ситуацию на участке автодороги М2 в районе “Жукова Луга”, что возле Минска. “Фотовидеоинформация с камеры в прямом эфире передается в диспетчерскую службу, — рассказывает начальник центральной оперативно-диспетчерской службы РУП “Минскавтодор-Центр” Александр Зайцев, показывая на монитор. — Разрешенная скорость на этом участке 90 км/ч, но на приборе мы установили порог скорости в 105 км/ч. Если автомобиль едет быстрее, то он автоматически фотографируется и картинка сразу поступает к нам на монитор”. А вот и первый нарушитель. Темный “Фольксваген-Гольф”. Монитор показывает ее цвет, государственный номер. В углу экрана фиксируются точная скорость (122 км/ч) и время нарушения. Разрешительная способность экрана позволяет даже рассмотреть, пристегнут водитель ремнем безопасности или нет.

Фото для убедительности

Теперь начинает действовать дежурящий в диспетчерской инспектор ГАИ. Он по рации передает полученную информацию находящемуся в нескольких километрах от места установки дорожно-измерительной станции наряду ДПС, который и останавливает нарушителя. Водителю, заметившему (или предупрежденному “морганием”) патрульных и успевшему сбросить скорость, это, естественно, не помогает. Нарушение-то зафиксировано. “В отношении водителя оформляется административный материал, — говорит старший инспектор УГАИ МВД РБ Станислав Соловей. — Желающие оспорить очевидное приглашаются в удобное время в ГАИ для разбирательства, где им предоставляют качественное фото со всеми зафиксированными параметрами нарушения. Стандартная отговорка некоторых, что, мол, “моего лица в кадре отчетливо не видно, а значит, за рулем был не я” здесь не проходит. Ведь с момента нарушения до задержания (это время также фиксируется инспекторами) проходит пара минут”. За час нашего дежурства было остановлено около десяти нарушителей. По словам находившихся на трассе инспекторов ДПС, водители реагируют по-разному: одни удивляются чудесам техники, другие пытаются торговаться. Но качать права в таких случаях бесперспективно. Ведь с фактами не поспоришь. Так что теперь, уважаемые водители, если вы видите на дороге щит, предупреждающий о видеонаблюдении, улыбнитесь, снизьте скорость — вас действительно снимают.

Прошлое

“Фара” без лампочки

Одним из первых приборов, при помощи которого сотрудники Госавтоинспекции контролировали скоростной режим, была так называемая “Фара”, которая использовалась в 70-х — начале 80-годов прошлого столетия. Прибор действительно напоминал большую круглую автомобильную фару, только за стеклом вместо лампочки были цифровые деления показаний скорости и стрелка. “Фара” устанавливалась навстречу движению, и когда машина проезжала мимо, стрелка отклонялась, показывая ее скорость.

От круга до круга

Измеряли скорость и по времени прохождения определенного расстояния при помощи арифметических вычислений. Обычно таким способом контролировались наиболее аварийно опасные участки дорог. Все выглядело довольно “просто”: на определенном расстоянии друг от друга на трассе рисовались круги. Над ними парил вертолет с вооруженными секундомерами инспекторами, засекавшими время прохождения машины от круга до круга. Они вычисляли скорость и передавали информацию находящемуся на дороге экипажу ДПС, который и останавливал нарушителя. Нередко вместо кругов инспектора использовали стандартное расстояние между опорами связи (столбами) вдоль дороги. Секундомерами засекали, за какое время авто проедет данный отрезок.

К “Барьеру”

С середины 80-х годов до начала нынешнего века использовались приборы “Барьер”, “Барьер-2” и “Барьер-2М”. Они измеряли скорость проходящего автомобиля без видеофиксации. Расстояние до объекта могло составлять до нескольких сотен метров. Последние версии прибора уже отсчитывали время с момента нарушения.

Настоящее

На “Арене”

Измеритель скорости “Арена” прикрепляется к мосту над проезжей частью или устанавливается у ее края. Сотрудник ГАИ располагается примерно в километре и получает изображение с “Арены” прямо на ноутбук.

ЗаВИЗИРовал

“Визир” — мобильный прибор измерения скорости с видеофиксацией. Ситуацию на дороге можно контролировать как стационарно, так и с движущегося автомобиля. С помощью этого прибора можно фиксировать самые разные нарушения: от превышения скорости до неправильного перестроения и разговора водителя по мобильнику.

“Кулон” в кармане

“Кулон” — небольшой карманный компьютер, который легко помещается в кармане. Практически мгновенно по запросу инспектора он выдает всю необходимую информацию о водителе, используя компьютерную базу данных МВД. На небольшом экране высвечивается вся биография автовладельца и его машины: количество нарушений, суммы штрафов, лишение водительского удостоверения, регистрация и т. д.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter