Снимаем пробу

Фестиваль «Киноварка» проводится в этом году уже во второй раз...

Пока хозяйки варят варенье, маринуют овощи и солят грибы, в центре Минска прогрессивная молодежь «варит» кино: фестиваль «Киноварка» проводится в этом году уже во второй раз и подтверждает одну простую истину — существующих кинофестивалей в стране остро не хватает. Кино переходит на другой, более демократичный и доступный язык: без тщательно выставленного света, дорогих декораций и звезд в кадре. Один на один: автор и его реальность. Сегодня каждый, кто берет в руки камеру, может стать фильммейкером и рассказать о себе и своем времени так, как считает нужным.


«Киноварка» ориентируется на эту модель, пусть кому–то кажущуюся несерьезной, но, в конце концов, не из повседневного ли уличного воздуха соткался вдруг итальянский неореализм в 50–х годах прошлого века? Также отвергла стандартные подходы в работе датская «Догма». Вполне вероятно, что из провозглашенной всеядности «Киноварки» может прорасти новая эстетика национального кино, достойная того, чтобы быть понятой и оцененной на кинофестивалях в Европе.


В минувшее воскресенье в одном из минских кинозалов организаторы феста устроили открытый показ фильмов — участников конкурса. Большой интерес к акции проявили студенты: вместо ожидаемых 50 зрителей в зал пришли посмотреть экспериментальное видео 250 человек. Очевидно, среди публики полно людей с оригинальными идеями, готовых засучить рукава и снять достойное кино, пусть и для первого в стране фестиваля альтернативного видео.


Если в прошлом году авторы конкурсных работ решали в основном экзистенциальные задачи, углублялись в себя и свои страхи, пробавлялись психоделическими видеозарисовками, часто малоинтересными, то на этот раз меня поразило количество игровых, постановочных фильмов: молодежь отчаянно пробует конкурировать с крупными киностудиями, снимая свое видео часто «на коленке». Но при всей технической простоте начинающие режиссеры выходят порой на уровень обобщения серьезного авторского высказывания. Именно такую цель и ставили перед собой создатели «Киноварки» — помочь молодым людям раскрепоститься, поверить в свои силы и начинать снимать кино, не дожидаясь миллионных бюджетов и приглашений ведущих киностудий. Участникам «Киноварки» телестудия «Карамболь» предоставляет техническую поддержку: помогает со съемками, монтажом и озвучиванием видео. В этом году четверо из начинающих режиссеров добились от студии полного производства своих конкурсных лент: еще на уровне сценария авторы сумели интригующе–талантливо объяснить свои задумки профессионалам, и те вдохновились помочь новичкам в съемках на должном уровне.


В воскресенье же один из вдохновителей фестиваля режиссер Владимир Максимков объявил «премьеру новости»:


— «Киноварка» начинает параллельный проект «Минск, я люблю тебя» — это создание полноценного фильма, который будет состоять из нескольких новелл.


Идея многим киноманам понятна: в любви к своему городу уже признавались жители и Нью–Йорка, и Москвы, и Токио. Правда, тогда в создании амбициозных фильмов участвовали если не лучшие, то хотя бы знаменитые режиссеры: в любви к Москве, допустим, признавались Сергей Бодров, Иван Охлобыстин, Рустам Ибрагимбеков, Алла Сурикова, Егор Кончаловский.


— А у нас знаменитых режиссеров нет, — парирует Владимир Максимков. — Поэтому в нашем проекте «Минск, я люблю тебя» примут участие хорошие фильммейкеры. Благодаря «Киноварке» я понял, что смелых, творчески инициативных режиссеров у нас много. Ребятам нужно только помочь поверить в свои силы. А начинать строить мост от фестиваля альтернативного видео к серьезному кинопроекту мы начинаем уже сегодня. Так что можно уже сейчас присылать свои заявки на участие в фильме «Минск, я люблю тебя».


Головокружительная скорость «киноварения», честно сказать, впечатляет. Обладатель Гран–при «Киноварки–2010» получит стопроцентный шанс снять новеллу о Минске, и, возможно, станет гостем Каннского кинофестиваля, о чем обещают позаботиться организаторы. Да, мы живем в век скоростей, и нужно снимать кино уже здесь и сейчас, иначе о фестивале «Киноварка» давно бы забыли как о еще одной интеллектуальной, но мало приспособленной к реальной жизни забаве.


С 5 октября все конкурсные работы будут выложены на сайте фестиваля www.источник, где начнется зрительское голосование. Готовые фильмы принимаются на конкурс до 1 октября.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter