СНГ: альтернативы нет?

В Госдуме РФ оценили деятельность СНГ за 25 лет и пришли к выводу, что нынешние принципы взаимодействия пора переформатировать
В Госдуме РФ оценили деятельность СНГ за 25 лет и пришли к выводу, что нынешние принципы взаимодействия пора переформатировать.


Глава фракции «Единая Россия» Владимир Васильев и лидер ЛДПР Владимир Жириновский 
уверены: союзы на основе СНГ нужны и важны, но должны эффективно работать

МОГЛО БЫТЬ ХУЖЕ

- В следующем году председательствовать в СНГ будет Россия, поэтому надо придать новый импульс интеграционным процессам на евразийском пространстве, - отметил первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников.

Подводя итоги двадцатипятилетия, депутаты согласились, что СНГ обеспечило цивилизованный развод бывших советских республик и способствовало сохранению свободной торговли, безвизового режима, разрешению или замораживанию конфликтов на постсоветском пространстве. Но экономические результаты этих процессов были негативными: ВВП стран СНГ в 90-е годы уменьшился на 40%, а его доля в мировом ВВП упала с десяти до трех процентов.

- Без Содружества результаты были бы еще хуже, - уверен Председатель Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.

Его поддержал директор Первого департамента стран СНГ МИД Михаил Евдокимов, который отметил, что реальной альтернативы Содружеству в региональном измерении не существует.

- Более 40 государств изъявляют желание вступить в различные союзы, создаваемые на базе СНГ. Надо сделать работу таких объединений более эффективной, - заявил лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.

РОЖДЕНЫ НЕ В СССР

Директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев уверен, что сегодня нужны проекты, которые могли бы заинтересовать лидеров стран СНГ и воспринимались бы как отвечающие их стратегическим интересам.

Советник Президента России Сергей Глазьев предложил создать коалицию интеллектуалов, которые сформировали бы общую идеологию для евразийского пространства.

- К сожалению, общие исторические корни во многом потеряны, чему свидетельствуют участившиеся публикации исторических мифов, создаваемых по политическим заказам, - сказал эксперт.

С ним согласен специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, заметивший, что в год юбилея СНГ двадцать пять лет исполнится целому поколению молодых людей, никогда не живших в СССР. Поэтому надо расширить квоты для детей, молодежи из СНГ для возможного образования в РФ. Если этого не сделать, это приведет к не очень хорошим последствиям, предупредил спецпредставитель президента.

- Мы должны понимать, что сегодня подросток из Казахстана, Таджикистана, Беларуси ищет образование вообще в мире. Мы должны понять, что ребенку из Минска поехать учиться в Вильнюс проще и дешевле, чем в Москву, или в Ленинград, или в Смоленск. Это все непростые вещи, - добавил Швыдкой. - В противном случае еще через 25 лет в наших интеграционных структурах мы заговорим на каком-то другом языке.

Есть вопрос

Оценку дадут историки

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота принял участие в парламентских слушаниях «25-летие СНГ и инициативы российского председательствования». И после завершения заседания по сложившейся хорошей традиции пообщался с  журналистами.

- Григорий Алексеевич, дайте оценку событиям, которые про-изошли в Беловежской пуще.

- Я бы предоставил возможность давать оценку историкам. Произошло то,  что произошло. После развала СССР было естественное опасение, что все те связи, которые существовали внутри одной страны, будут разорваны. И это остановит и промышленность, и гуманитарное взаимодействие, и даже передвижение людей по территории, по которой они привыкли свободно передвигаться. И была найдена такая форма, как СНГ. Насколько она удачна или неудачна? Другой формы история нам не предложила. Как отметил сегодня в выступлении представитель Исполкома СНГ, вся критика организации справедлива и понятна, но связана она с завышенными ожиданиями от этого института. СНГ свою миссию несет, поэтому его надо и сохранять, и укреплять, и развивать.

- Чтобы вы отнесли к числу положительных результатов?

- Удалось сохранить экономические связи, кооперацию в промышленности, это, пожалуй, основное, ну и, конечно, гуманитарные связи. Благодаря Содружеству Независимых Государств осталась, за небольшим исключением, возможность безвизового передвижения по постсоветскому пространству. Это огромное благо, которое должно быть сохранено.

- Не потеряет ли актуальности СНГ при активном развитии ЕАЭС?

- Одно другому не противоречит. Более того, такие интеграционные структуры, как ЕАЭС, СНГ, Союзное государство, ОДКБ и ШОС дополняют друг друга. Так, к примеру, Союзное государство постоянно демонстрирует прогресс. Это проект, который работает, и на пути реализации сделано очень много полезного. У нас нет пограничного контроля, есть свободное передвижение услуг и товаров. Конечно, в ходе любого развития всплывают все новые и новые проблемы, встают все новые и новые задачи. Это абсолютно естественный процесс.

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко:

Потенциал союзных республик был такой, что его хватило и на 25 лет Содружества.

- Стала уже привычной фраза про то, что Содружество Независимых Государств было формой цивилизованного развода СССР после подписания Беловежских соглашений. При этом мы не отдаем себе отчет в том, что фраза эта в известной степени уничижительная, поскольку умаляет значение первого на постсоветском пространстве интеграционного образования. Но она еще и несправедливая, более того - в исторической перспективе оказалась абсолютно неверной. Потому что сила, нет, не инерции, а реально существовавшей интеграции союзных республик в составе СССР была настолько подлинной, настолько естественной, настолько исторически, экономически, культурно и много чем еще оправданной и обусловленной, что ее хватило не только на сохранение этого единства на период становления национальных государств, она продолжает действовать вот уже двадцать пять лет.

На примере интеграционных процессов, последовательно сближавших Республику Беларусь и Российскую Федерацию, можно проследить логику, по которой будут развиваться интеграционные процессы на постсоветском пространстве в целом.

Например, соглашения 1992 и 1995 годов создали субъектам хозяйствования Беларуси и России условия для свободной торговли и взаимного допуска на рынки, для них был отменен таможенный досмотр. Именно таким путем затем пойдут Беларусь, Россия и Казахстан, образовывая свой Таможенный союз и придя в конечном итоге к созданию Евразийского экономического союза


СПРАВКА «СВ»

В СНГ входит 11 стран постсоветского пространства: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. До 2009 года в состав СНГ входила также Грузия. В 2014 году после государственного переворота на Украине неоднократно звучали заявления о предстоящем выходе Украины из организации, однако официальную заявку страна на данный момент времени не подавала.



Дмитрий НЕРАТОВ
d.neratov@souzveche.ru

Фото kpmedia.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter