Снести, нельзя оставить

Прокуратура расставила знаки препинания в судьбе «чернобыльской» деревни

Прокуратура расставила знаки препинания в судьбе «чернобыльской» деревни


«Начал за здравие, закончил за упокой», — упрекнул меня в письме гомельчанин Николай Иванчиков, имея в виду статью «Призраки жизни» («СБ» за 7 марта). Это значит — не ограничился одной точкой зрения, представил и противоположную. В публикации, напомню, речь шла о двух самоселах, обосновавшихся в «чернобыльской» деревне Подлужье в Чечерском районе. Владимир Лебедев и Иван Лукомский — крепкие и хозяйственные мужики — требовали, чтобы их оставили в покое, разрешили жить на зараженной радионуклидами территории. А лучше бы и вовсе ее признали чистой.


В администрации зон отчуждения и отселения стояли на своем: земля и постройки захвачены незаконно, территорию покинуть, Подлужье захоронить... В своей первой статье я предположил, что для распутывания всех узелков понадобится некая третья организация. Ею выступила областная прокуратура, которая проверила и поселенцев, и тех, кто должен был контролировать режим зоны...


Замечу, настаивать на своей правоте проверяющие стали после того, как Лебедев и Лукомский благополучно прожили здесь несколько лет, все это время обустраивались, обрастали хозяйством. Случайно или нет, но обострение интереса к последним жителям Подлужья совпало по времени со сменой руководства в администрации зон. Посыпались протоколы, суды, штрафы. Тогда самоселы и написали письмо в «СБ»: никому не мешаем, ничего не просим, пусть отстанут. И вообще, от нас хотят избавиться, чтобы «скрыть следы беззакония». Куда, мол, делись 20 домов из Подлужья? Точно ли все сгорели да сгнили?..


«Не так все просто», — сказали в администрации зон. Отвечая на хрестоматийное «кому они мешают?», объяснили, что нахождение посторонних в зоне отселения не только незаконно, но и может спровоцировать запрещенные охоту, рыбалку, другие общественно опасные нарушения. Напомнили, что Лебедев уже попадался на вывозе металла...


Так или иначе, властям предстояло решить судьбу самоселов, учитывая все нюансы, тем более что ситуация уж больно неоднозначная.


После публикации мне в один день пришли два письма в их защиту. «Лукомского и Лебедева знаю лично, трудолюбивые, честнейшие люди, — уверял гомельчанин Николай Иванчиков. — Пока они в Подлужье, там не будет хозяйничать ни браконьер, ни мародер». «Раз живет здесь, значит, «браконьер» и «мародер», травит народ грязной продукцией, — высказывался Дмитрий Дробышевский, также из Гомеля. — А ведь это клевета. Разве те, кто живет в близлежащих деревнях, не имеют такой же возможности браконьерствовать и мародерствовать в зоне отселения? Склонность к незаконным действиям не определяется местом проживания!..» Письма красивые, душевные, концовки почти одинаковые: просим помочь в решении проблемы.


Не знаю. Нет у меня уверенности, что кто–то в этой истории безоговорочно прав и безгрешен.


Поселенцы затратили немало времени и сил, чтобы доказать, что их пребывание в мертвой деревне целесообразно и безвредно для окружающих. Да, по закону не должны там находиться. По–человечески — бывают исключения. Но касаются они только нескольких десятков коренных жителей зоны, которые отказались переселяться или, наплевав на стронций, вернулись в родные деревни. Официальные данные однозначны: Лебедев и Лукомский коренными не являются, на момент упразднения деревни прописаны там не были, имеют законное жилье в других населенных пунктах (хотя утверждают обратное).


В прокуратуре Гомельской области эмоции опускают, оперируют тем, что видят. Владимир Лебедев, который, по его словам, купил дом у местной жительницы в 2002–м, так и не смог подтвердить сделку документально. То есть как к нему попал этот участок — доподлинно не известно. Теперь, помимо всех наказаний за нахождение в зоне, должен заплатить штраф за незаконное занятие земельного участка и строительство. Более того, в прокуратуре уверены: Лебедев организовал в зоне отселения частную охотничью базу, оттого так и держится за нее. В момент приезда сотрудников прокуратуры в Подлужье находились несколько машин с российскими и украинскими номерами (дело было 27 апреля, в день, когда зона открывается для желающих посетить старые могилы). Вообще–то Владимир Лебедев никогда и не скрывал, что тут бывают охотники (заверил, что охотятся легально, в разрешенных местах), приезжают многочисленные гости, иностранцы. Это в зону–то, где задержание и штраф должны следовать автоматически...


С Лукомским не легче: на дом прав не имеет, прописан в Чечерске. Кроме того, пасека, находящаяся рядом, вообще, как выяснилось, принадлежит местному совхозу. Директор заработал выговор за то, что ульи оказались в «грязной» деревне.


Вообще, в этой истории уже пострадало немало должностных лиц. Двое сотрудников администрации зон отчуждения и отселения по Чечерскому району предупреждены о неполном служебном соответствии. Председателю местного сельсовета объявлен выговор. В прокурорском представлении предложено привлечь к ответственности виновных работников райисполкома.


Недавно, кстати, случился еще один неприятный инцидент. Сотрудники областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды наткнулись в Ветковском районе на следы незаконной охоты. Прошли по ним пять километров и неподалеку от Подлужья нашли две туши кабанов. Видимо, тащили да бросили. Кто тащил, куда конкретно, — выясняет сегодня милиция. У природоохранных органов окрестности Подлужья теперь на особом контроле.


Кстати, в представлении прокуратуры особо отмечено: в 120 метрах от незаконно занятых строений расположен пункт захоронения отходов дезактивации.


Похоже, деревня доживает последние дни. Энергетикам и связистам велено отключить свет и телефоны. Лебедеву и Лукомскому дан срок до октября. За это время они могут попытаться решить вопрос переноса построек (если на то будет «добро» санитарной службы). Потом приедет бульдозер...

 

На снимке: отселенная деревня Подлужье. Рядом с домом и во дворе Владимира Лебедева сегодня немало машин. Охотники сюда приезжают не только из Беларуси.


Фото предоставлено прокуратурой Гомельской области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter