Взрывотехники рассказали, как не стоит обращаться с опасными находками

Снаряд замедленного действия

В Старых Дорогах возле детского сада обнаружили 44 снаряда. На частном подворье в Орше нашли 35 снарядов. В Рогачевском районе после уборки картофеля среди клубней лежала граната. Все инциденты случились на текущей неделе. Согласитесь, это немало. Взрывотехники рассказали корреспонденту «Р», почему не стоит играть с опасными находками, и о киноляпах в голливудских боевиках.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Одни случайно находят боеприпасы, а потом из-за незнания или по глупости подрываются на них. Другие ищут целенаправленно, чтобы сдать на металл. Причем если изделие имеет конструктивные признаки боеприпаса, его в пункт приема не возьмут. Потому экстремалы пробуют их распилить. В процессе разборки некоторые снаряды взрываются. Как показывает практика, чужие ошибки «черных металлоискателей» ничему не учат.

Прямо сейчас на столе у экспертов лежит разорвавшийся корпус двигателя от реактивной противотанковой гранаты. Его и еще два таких же предмета в лесу под Лепелем нашел местный житель. Принес домой и положил на газовую плиту. Взрыв — мужчина получил телесные повреждения. А через десять дней повторил «опыт» и положил на газовую плиту еще одно изделие… Точку в опасных экспериментах поставила милиция.

— Это изделие содержит в своей конструкции алюминиевые и железные детали, — вертит в руках гильзу начальник отдела взрывотехнических экспертиз ГКСЭ Сергей Игнатович. — Чтобы выгоднее сдать ее в пункт приема металлолома, пострадавший решил отделить зерна от плевел, нагрев двигатель на газовой плите.

Таких историй полно. Местный житель нашел в лесу под Борисовом несколько снарядов калибром 100 миллиметров. Взрывателей в изделиях не было. Но внутри что-то блестело. Нашедший решил, что это свинец. Поехал к другу на СТО. Тот пытался распилить снаряд болгаркой — не вышло. Попробовал газорезкой. Приятели не знали, что внутри блестел вовсе не свинец, а взрывчатое вещество на основе гексогена типа А-9-2. Финал предсказуем: осколки пробили стены гаража и повредили хозпостройку на соседнем участке. Лишь по счастливой случайности никто не погиб.

Боеприпасы могут обнаружить в самых неожиданных местах. Весной в Минске на месте демонтажа выставочного комплекса «Бел­Экспо» нашли авиабомбу SC250 времен войны. Она оказалась боеспособной и могла рвануть в любой момент.

— Ею вооружали почти все типы немецких бомбардировщиков, — совершает краткий экскурс в историю Сергей Игнатович. — В ней содержалось примерно 128 килограммов взрывчатого вещества. Радиус разлета осколков около двух километров. Саперы благополучно вывезли ее на полигон, где и уничтожили.

— Особенно много «черных копателей» на Витебщине. На болотистой местности, а таких участков в этом регионе предостаточно, из-за отсутствия доступа кислорода боеприпасы могут храниться очень долго, — подключается к разговору заместитель начальника отдела взрывотехнических экспертиз Степан Климович.

Подрываются не только на старых снарядах, но и на современных. Корпуса практических снарядов остаются на полигонах, например, после военных учений. Так случилось в 2010 году под Слуцком. Товарищи нашли на полигоне несколько осколочно-фугасных снарядов без взрывателей. Каждое изделие весило более 40 килограммов. Молодые люди поджигали их и смотрели, как те красиво выгорают розовым пламенем на фоне заката. Однако не учли одно обстоятельство — горение бризантных взрывчатых веществ в замкнутом пространстве может перейти в детонацию. Несколько снарядов удачно прогорели и потухли, а один взорвался. Не выжил никто.

— Это кассетный боеприпас — немецкая парашютная «бомба-бабочка» типа SD-2, — показывает фото Степан Климович. — Немцы применяли ее в начале войны при ковровых бомбардировках советской территории. Потом немецкие военачальники запретили «бабочку» из-за ее несовершенства — на этих бомбах нередко подрывались самолеты-носители.

Главная опасность состоит в том, что корпус этой бомбы сильно напоминает кувалду. У нашедших такое изделие возникает мысль приварить к ней ручку.

— У нас было два аналогичных случая, — продолжает Степан Климович. — Трактористы во время сельскохозяйственных работ находили корпус «бабочки», приносили к знакомым сварщикам со словами: «Привари к ней ручку, хорошая кувалда выйдет». В обоих случаях итог один — сварщики погибли.

Напоследок решила затронуть тему голливудских боевиков.

— Самый распространенный киноляп — главный герой выдергивает чеку гранаты зубами. Попробуйте, — предлагают мне эксперты, давая в руки учебную гранату.

Пришлось приложить некоторое усилие, чтобы вырвать чеку пальцем. О том, чтобы вырвать ее зубами, и речи быть не может.

— Еще один киноляп: взрывается граната, а огня — словно бочку топлива подожгли. Ничего общего с реальностью. Вот как взрывается три килограмма гексогена. Взрыв, конечно, мощный, но зрелищности никакой. Ни тебе открытого огня, ни густого дыма, — показывают видео с полевых испытаний. — А еще нравится сцена в «Смертельном оружии», где главные герои пытаются обезвредить бомбу. Один другого спрашивает: «Какой провод резать будем? Синий или зеленый?» Иногда самодельные взрывные устройства устроены таким образом, что какой ни перережь, все равно взорвется. Времени, чтобы схватить кота и убежать, не будет.

— Избитая сцена голливудских блокбастеров — на заднем плане что-то мощно взрывается, и главный герой артистично убегает от ударной волны. Иногда даже успевает нырнуть в воду. Это спасет? — интересуюсь.

— Скорость прохождения фронта взрывной волны колоссальна. Убежать от нее не получится. Особенно если взорвался осколочный боеприпас.

gorbatenko_inna@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter