Сначала я спасал Минск, потом Минск спас меня

Виктор Морозов, минчанин, ветеран войны, награжден орденом Отечественной войны I степени...

Виктор Морозов (на снимке), минчанин, ветеран войны, награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и многими другими:


— Мне, 20–летнему парню из Ульяновской области, полковому разведчику, довелось участвовать в операции «Багратион», освобождать Белоруссию и Минск от фашистских захватчиков и остаться живым. Боевой путь пролегал через Оршу, Борисов, Бегомль, Плещеницы, Крайск, Хотенчицы. До сих пор не забываются жестокие бои за переправу на Березине и у местечка Красное. Тогда погибло много моих фронтовых товарищей: командир дивизионной разведки майор Новожилов, разведчики Петров и Катков, командир нашего 16–го гвардейского стрелкового корпуса Герой Советского Союза генерал Гурьев.


2 июля 1944 года в тяжелых боях у деревни Мозоли и возле Красного мы перерезали шоссейную и железную дороги отступающим фашистам, чем завершили окружение большой группировки противника в Минском «котле». А во второй половине дня 3 июля вошли в столицу. Город горел, был сильно разрушен. Но как же тепло встречали нас немногочисленные жители...


Затем двинулись дальше, на запад. Начались бои за Молодечно, Сморгонь. В Литве шли тяжелые бои на переправе через Неман у города Алитус. Литовцы не должны забывать, что мы своими жизнями дали им возможность быть сегодня свободными. В Восточной Пруссии участвовал в штурме Кенигсберга и морской крепости Пиллау на Балтийском море и далее в Германии. Во время Восточно–Прусской операции был смертельно ранен командующий войсками 3–го Белорусского фронта генерал армии дважды Герой Советского Союза И.Д.Черняховский. Помню, как за два дня до гибели он приезжал в наш полк, беседовал с нами. Подошел ко мне и говорит: «Мы можем оказаться в окружении, нужно будет отбиваться. Сколько у вас боевых патронов?» Я тогда ответил: «Мы вас не подведем!..»


В конце апреля 1945 года, за 17 дней до Победы, меня тяжело ранило в голову. Пришел в сознание во фронтовом госпитале, первая мысль: «Мне ведь только двадцать... Прожить бы хотя бы еще один год, увидеть Победу». Потом попросил отправить меня долечиваться в Минск и еще 6 месяцев провел в госпиталях. Здесь и остался жить, сейчас мне 90 лет.

 

Советская Белоруссия №117 (24500). Вторник, 24 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter