Сначала деньги, затем парковка

В большинстве европейских городов давно забыли о бесплатных парковках. Минск в этом плане выглядит белой вороной. Но такая ситуация скоро изменится. Мэр Минска Николай Ладутько на днях поручил проработать вопрос о том, как сделать платными 10 км первого городского транспортного кольца. По заказу Мингорисполкома Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) разработала новую систему оплаты парковки. Уже в июне ее начнут внедрять на Привокзальной площади, а в перспективе она охватит весь город. В то же время обустройство временных парковок во дворах могут запретить.

В большинстве европейских городов давно забыли о бесплатных парковках. Минск в этом плане выглядит белой вороной. Но такая ситуация скоро изменится. Мэр Минска Николай Ладутько на днях поручил проработать вопрос о том, как сделать платными 10 км первого городского транспортного кольца. По заказу Мингорисполкома Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) разработала новую систему оплаты парковки. Уже в июне ее начнут внедрять на Привокзальной площади, а в перспективе она охватит весь город. В то же время обустройство временных парковок во дворах могут запретить.

Придется раскошелиться

После чемпионата мира по хоккею изменится вся система движения транспорта на Привокзальной площади. Автомобили разместят ближе к автовокзалу, автобусы — возле входа в метро. Стоянка такси будет устроена таким образом, чтобы водители не могли выбирать клиентов по своему карману: остановится один — застопорит все движение.

Но главное ноу-хау — все места для парковки на Привокзальной площади, а также на прилегающих к ней улицах Кирова и Ленинградской, станут платными. Возможно, нововведение также коснется дворовых территорий в этом районе, где находят временный приют не менее 700 автомобилей.

Проверку оплаты поручат специальной службе, а для сбора средств с автовладельцев предусмотрено несколько вариантов. Один из них — с помощью мобильного телефона. Достаточно скачать специальное приложение для смартфона, загнать на его экране машинку на стоянку — и с вашего счета спишут деньги за парковку. Расплатиться также можно будет с помощью СМС, через платежные терминалы, банкоматы и паркоматы. Предусмотрена продажа специальных абонементных карточек.

— Если эта система окажется эффективной, в перспективе планируется расширить зону платных парковок до пределов второго кольца и сделать ее стоимость дифференцированной, — поясняет председатель правления БАЭС Юрий Важник. — Пока предполагается, что стоимость часа парковки на Привокзальной площади составит около одного доллара.

В тесноте и в обиде

— Машины часто оказываются в более выгодном положении, чем люди, — говорит эксперт Центра экологических решений Ана Малышкина. — Жилье и земля под строительство в столице дорогие, большинство минчан вынуждены тесниться в многоэтажках, а каждый автомобиль занимает порядка 18 квадратных метров драгоценного городского пространства, если стоит на горизонтальной парковке. Мингорисполком еще в августе 2011 года принял решение № 2405 “Об устройстве на открытых площадках внутридворовых территорий многоквартирных жилых домов покрытий для временного размещения личных автомобилей граждан”. В нем администрациям районов было поручено определить, где именно можно оборудовать места для машин, а коммунальникам — провести собрания и привлечь средства автолюбителей для оплаты этой работы.

Новые места для временного размещения машин и автостоянки начали обустраивать на месте пешеходных зон и зеленых насаждений, впритык к детским площадкам, а иногда и прямо под окнами домов. Естественно, это вызвало протесты со стороны тех, у кого машин нет. Вместе с экологами журналисты побывали в нескольких “проблемных” районах Минска.

Пешеходы против водителей

Широкий тротуар и велосипедная дорожка на улице Любимова наполовину заняты автомобилями. Здесь же прямо на газоне работники коммунальных служб снимают слой почвы и укладывают сетки “экопарковок”. После сооружения такой стоянки тротуар явно превратится в проезжую часть. Жительница соседнего дома Ирина Ерошенко демонстрирует кипу писем в различные инстанции, с помощью которых она пыталась получить информацию о предстоящем строительстве.

— Все объявления, которые вывешивали коммунальные службы, были адресованы исключительно автовладельцам, — сетует она. — Машин здесь очень много — после восьми вечера пройти по тротуару невозможно. Мы предлагали перенести парковку правее или сделать заезд со стороны улицы, где не ходят люди. Но нас не слышат.

В беседу включается представительница “противоположного лагеря”, назвавшаяся Галиной Дмитриевной:
— Так ведь и дворы забиты транспортом. Ко мне внучка приезжает, ей нужно где-то припарковаться. Поэтому мы и сдали около 500 долларов на организацию стоянки.

— А почему не оставляете машину в паркинге соседнего торгового центра? — парирует Ирина. — Там мест вполне достаточно.

— Дорого — выкупить место стоит 15—20 тысяч долларов.

Бабушкина головная боль

Пока парковка для автомобиля — единственная бесплатная коммунальная услуга в городе. Между тем все мы — автовладельцы и пешеходы — посредством налоговых вычетов платим не только за новые автомобильные дороги, но и за благоустройство своих дворов. Неудивительно, что люди возмущаются, когда без их ведома детскую площадку заменяют парковкой. Вот и во дворе дома № 107 на улице Одоевского журналистов встречала группа местных жителей, в основном пожилых женщин.

— У нас во дворе была зеленая зона с деревьями, а сейчас многие из них вырубили и практически под окнами делают автостоянку, — жалуется Ирина Звонова. — Может, сразу на балкон заедут?..

Свое право на экологически чистый двор оригинально отстояли жильцы дома № 8 на улице Короля. И здесь коммунальники организовали новую автостоянку. Но на собрании жильцов было решено ее не использовать. На уютной площадке рядом с пустующим пространством оборудован прекрасный детский городок, где малыши могут играть, не рискуя попасть под машину или надышаться выхлопными газами.

Когда материал готовился к печати, стало известно, что голоса недовольных граждан были услышаны. Столичная прокуратура опротестовала решение Мингорисполкома № 2405. Как пояснила координатор правовой службы экологического товарищества “Зеленая сеть” Марина Дубина, до рассмотрения протеста действие этого решения Мингорисполкома  приостанавливается. В случае удовлетворения протеста прокурора Мингорисполком окончательно отменит свое решение.

— Это нормальный европейский подход, — комментирует ситуацию Юрий Важник. — Например, в Швеции вы не увидите машин во дворе многоквартирного дома. Все они размещаются в других местах, часто в личных подземных парковках. Там сделали выбор: дети и автомобили не должны быть рядом. Однако до тех пор, пока у нас можно поставить машину во дворе или возле работы бесплатно, строить новые многоуровневые автостоянки убыточно. Именно повсеместное внедрение платных парковок может стать толчком для решения этой проблемы. Кстати, таким образом поступили власти Москвы, и система уже доказала свою эффективность. Интенсивность движения в центре российской столицы снизилась примерно на 15 процентов. Начиная с малого, можно решить эту проблему и у нас.

 Цифры и факты

  • В Минске около 800 тысяч легковых автомобилей. Уплотнение дворов стоянками дает городу до 20 тысяч парковочных мест, что улучшает условия всего для 2,5 процента владельцев авто. Это намного ниже ежегодного прироста автомобилизации, составляющего от трех до пяти процентов.
  • В среднем до 80 процентов вредных выбросов в атмосферу в столице приходится именно на автотранспорт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter