О фильме Томаса Винтерберга "Вдали от обезумевшей толпы"

Смятение чувств

С наступлением летних отпусков киножизнь слегка замирает. Фестивальное движение сходит на нет, кинопрокатное разнообразие тускнеет, оставляя место исключительно комедиям и боевикам. Такое ощущение, что в мире снимаются только американские фильмы среднего пошиба, изредка разбавляемые такими же российскими. Киноафиши пестрят зазывающими слоганами, рассчитанными на безудержный позитив: «Мечтай о большом, живи красиво», «Рожденный ползать взлетит до небес», «Они изменят историю. Сопротивление бесполезно». В этих лабиринтах кривоватых кинозеркал с трудом можно отыскать нечто, что излучает совсем иной свет. Такой «нечаянной радостью» стал для меня фильм «Вдали от обезумевшей толпы», показанный в камерном кинозале одним сеансом.


Фото: kinopoisk.ru

По правде говоря, не так часто в прокатном варианте можно увидеть фильм Томаса Винтерберга — «вундеркинда из Дании», любимчика Каннского кинофестиваля, одного из основателей знаменитой «Догмы» (вместе с другим известным датчанином Ларсом фон Триером). Несколькими годами ранее на «Лiстападзе» была показана его нашумевшая «Охота». Начиная с первой картины, которую автор снял в 24 года и которая была удостоена немалого количества наград международных кинофестивалей, одной из основных тем была и остается тема выбора и человеческого достоинства. Сохранять достоинство в ситуациях, когда легче покривить душой, солгать, предать, обозлиться на весь мир, — вещь чрезвычайно сложная. Еще сложнее не «выйти из себя», не поддаться соблазну тотального разрушения, когда разрушили твою жизнь. Томас Винтерберг, отнюдь не являясь зрелым режиссером по возрасту, всякий раз обнаруживает сверхсерьезную педантичность и душевную мудрость в исследовании непростых загогулин человеческого характера, поступков, отношений.

Лишь поначалу может показаться, что «Вдали от обезумевшей толпы» — своеобразный любовный квадрат в изумительных исторических интерьерах. Кстати, уже одно это по–настоящему радует: добротное костюмное кино, где весь реквизит — лишь роскошное обрамление для глубоких чувств и достойных поступков, большая редкость. Если роман классика английской литературы XIX века Томаса Харди, на основе которого и создан фильм, в большей степени раскрывал неоднозначные процессы эмансипации женщины, то произведение классика скандинавского кино повествует о другом — о проблеме выбора и невероятной способности умных, сильных, талантливых женщин совершать роковые ошибки. От проницательности современного автора не ускользают тонкие загадки женского характера. Молодая красивая хозяйка фермы (блистательная актерская работа Кэри Маллиган), способная с нуля наладить жизнь в заброшенном поместье, оказалась недальновидной в решении своих личных проблем. Отказываясь от предложений лучших компаньонов и помощников, желающих оказать ей любую помощь и поддержку, она выбирает самого бездарного, способного на ложь и предательство. Тонкая вязь чувств, эмоций, душевных смятений, так изысканно показанная на фоне пейзанского рая викторианской Англии (не менее блистательная работа оператора Шарлотты Брюус Кристенсен), обещала превратиться в надрывную драму, а постепенно раскрылась как романтическая притча. Это оказалось еще более интересным, поскольку все было непредсказуемо.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 138 (24768). Четверг, 23 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter