Сможет ли высокий урожай приостановить ценовую карусель?

В этом году белорусские аграрии вырастили приличный урожай. Его объемы значительно превышают потребности внутреннего рынка Но у медали есть обратная сторона

В этом году белорусские аграрии вырастили приличный урожай. Его объемы значительно превышают потребности внутреннего рынка Но у медали есть обратная сторона

 По оценкам Министерства сельского хозяйства и продовольствия, его объемы значительно превышают потребности внутреннего рынка, стало быть, вопрос продовольственной безопасности практически по каждой культуре в этом году закрыт. Полностью будет обеспечена кормами и животноводческая отрасль, значит, с молоком и мясом по идее тоже не должно возникнуть трудностей.

Цены на продукты питания неумолимо ползут вверх. За семь месяцев этого года они подросли в среднем на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в августе добавили еще 10 процентов. Сможет ли высокий урожай приостановить ценовую карусель и как заработать валюту на продаже продовольствия не в ущерб внутреннему рынку?

Не лишние миллионы

Когда принималась первая государственная программа возрождения и развития, а по сути, спасения села, многие ерничали и посмеивались. Мол, вместо того, чтобы бездарно закапывать деньги в землю, лучше бросили бы их на штурм “нановысот”, а накормят нас Аргентина и Бразилия. Время, как всегда, расставило все на свои места. К стратегическим ресурсам в мире по-прежнему относят энергоносители, воду и продовольствие. И если нефтью и газом Господь нас обделил, воды дал в изобилии, то о хлебе насущном никто за нас не позаботится. Не возьмись государство за аграрную отрасль, сегодня пришлось бы нам ходить по миру с протянутой рукой.

Как сообщил министр сельского хозяйства Михаил Русый, сельхозорганизации, фермеры и частники собрали в этом году больше восьми миллионов тонн зерна, что на миллион тонн больше, чем годом ранее. При этом средняя урожайность по стране — 34,4 центнера с гектара, или почти на пять центнеров выше прошлогодней. Специалисты полагают, что закупать зерно за границей нынче не придется, за исключением 5—6 тысяч тонн пшеницы твердых сортов. Это серьезно сэкономит бюджетные средства, поскольку, по прогнозам экспертов, мировые цены на зерно из-за отсутствия баланса между спросом и предложением будут расти и дальше.

В этом году порадовали также гречиха, кукуруза, сахарная свекла, картофель. Например, урожай “королевы полей” может достичь полутора миллионов тонн, вдвое больше, чем предполагалось. Урожайность гречихи в полтора раза выше прошлогодней. Валовой сбор сахарной свеклы на уровне 4,2 миллиона тонн позволит максимально загрузить все сахарные заводы. До конца сентября обещают завершить уборку второго хлеба. Его в этом году посадили больше обычного, и при более высокой урожайности планируется накопать полтора миллиона тонн картофеля.

Спрос и предложение

Удастся ли с такими закромами обуздать цены? Шутка ли, мешок картошки нынче продают уже по 80 тысяч. Снова подорожал сахар. Гречка давно уже побила все рекорды.

— Естественно, на стоимость сельхозпродукции влияют урожайность и сезонность. Чем больше того или иного товара предлагается на рынке, тем выше конкуренция и ниже цены, — объясняет Владимир Василега, заведующий отделом ценового и антимонопольного регулирования Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики. — Но вопрос еще и в том, как правительство намерено регулировать товарные потоки, на что сделает ставку: на формирование запасов или товарные интервенции, чтобы сбить цены. Неясно, как будет формироваться закупочная цена: на бирже или через большие партии госзакупок. К тому же надо учитывать внешнюю конъюнктуру, например цены на энергоносители, которые тоже не стоят на месте. Понятно, что хозяйства закладывают издержки в себестоимость своей продукции.

Пока в правительстве твердо обещают одно: продуктовый дефицит нам не грозит. Более того, по отдельным товарным позициям наблюдается позитивная динамика. Например, в этом году мы впервые обеспечим внутренний рынок отечественной гречихой.

“Закупочные цены на нее поднимутся, а розничные останутся на прежнем уровне”, — сообщил заместитель министра Василий Павловский. В нашу пользу и благоприятная ситуация у соседей. По словам экспертов Института конъюнктуры аграрного рынка, в России в этом году планируют собрать в два раза больше гречихи, чем в прошлом. Да и Украина близка к рекорду. Поэтому как только переработают новый урожай, гречка должна заметно подешеветь. А вот стоимость картофеля во многом будет зависеть от того, как его сохраним. В нынешнем году в стране планируется ввести новые картофелехранилища на 211 тысяч тонн. К октябрю картофель будет стопроцентно лежать в хранилищах, подчеркнул Василий Павловский.

Что может наука?

Само собой, те культуры, которые у нас не произрастают, нам придется импортировать. К таковым, в частности, относится рис, а мировые цены на него устойчиво растут. Девальвация рубля также не способствует снижению цен на импорт. Кроме того, в условиях открытости границ и ценового дисбаланса на белорусском и российском рынках вошло в моду такое явление, как массовые шоп-туры соседей в нашу страну. И искусственное сдерживание цен при таком раскладе может сыграть с нами злую шутку.

Где же выход? Учитывая, что сегодня ни на один товар в мире спрос не растет так, как на продукты питания, а белорусская продукция конкурентоспособна по цене и качеству и востребована в самых разных регионах планеты, мы должны по максимуму воспользоваться своими преимуществами, говорит директор Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Валерий Бельский. Сделать это можно за счет повышения эффективности производства и наращивания его объемов. Проще говоря, производить больше качественной продукции с меньшими затратами. По словам заместителя председателя Президиума НАН Беларуси академика Владимира Гусакова, сегодня нужны сорта зерновых, которые дают не меньше ста центнеров с гектара, породы крупного рогатого скота, продуктивность которых по молоку достигает 10 тысяч литров в год, а по привесам не менее килограмма в сутки. И отечественная наука уже имеет такие достижения. К сожалению, практика не всегда готова их освоить и прежде всего обеспечить рекомендуемые наукой технологии получения такой продуктивности. Эта проблема многоплановая, требует решения многих вопросов, в том числе совершенствования подготовки кадров.

Экспортный потенциал

С учетом внешнеэкономической конъюнктуры у понятия “продовольственная безопасность” сегодня появляется дополнительный смысл. Возрожденное белорусское село помогает стране не только экономить валюту, но и зарабатывать ее, укрепляя национальную безопасность и суверенитет. По словам Валерия Бельского, в этом году экспорт продовольствия прогнозируется на уровне четырех миллиардов долларов. К концу пятилетки продажи должны возрасти до семи миллиардов. Для этого надо расширять географию экспорта и застолбить свои ниши на мировом рынке. Резервы здесь немалые. Например, Катар — богатейшая страна, у которой денег куры не клюют. Но тамошний климат, как известно, не благоприятствует высоким урожаям, и сегодня катарцы готовы покупать у нас буквально все — от молока и мяса до детского питания, только успевай подавать. Недавно в Минск приезжали представители катарской компании “Хассад Фуд”, которые изъявили желание реализовывать в Беларуси совместные проекты по выращиванию овощей, пшеницы, кукурузы и других культур.

Грешно не воспользоваться и теми возможностями, которые открывает перед нами Таможенный союз, перспективный рынок в 170 миллионов человек. На днях белорусская делегация вернулась из Алматы. Только один этот город ежегодно импортирует продовольствия на один миллиард долларов. И там заинтересованы заключить с белорусами контракты по прямым поставкам овощей, мяса, сахара.

Кстати, белорусскую продукцию уже оценили в 42 странах мира. В числе крупнейших потребителей — Россия, Казахстан, Азербайджан, Германия, Польша, Украина, Литва, Молдова, США и Китай. По данным ООН, по экспорту масла, сухого молока и сыров Беларусь находится в пятерке лидеров рядом с такими грандами мировой аграрной отрасли, как Новая Зеландия, Австралия, Франция, Нидерланды.

— Конечно же, наши сельхозпроизводители использовали далеко не весь потенциал, — считает заместитель начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Тамара Усачева. — Можно было бы экспортировать, например, льняное масло. Однако белорусские льноводы долгое время были сориентированы на получение льноволокна, а о переработке льносемян речь не шла.

С другой стороны, если говорить об экспорте вообще, то, может, и не стоит нам распыляться по всем позициям. К примеру, экспортного фурора на овощах мы все равно не произведем, не те климатические условия. Важнее сохранить приоритеты там, где мы сильны. Скажем, сегодня в мире велик спрос на картофель, и нашим картофелеводам давно пора вспомнить былую славу белоруской бульбы и активно занимать свою нишу в мировой торговле.

По мнению экспертов, учитывая возросший потенциал АПК, Беларуси вполне по силам выполнить амбициозные задачи, прописанные в новой госпрограмме устойчивого развития села на 2011—2015 годы. В том числе выйти на ежегодный экспорт продовольствия в семь миллиардов долларов. Тогда можно рассчитывать на существенный рост доходов сельчан и в целом на повышение качества сельской жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter