Смотрящие за ценами

Как недавно отчитались в Белстате, с начала года цены и тарифы на товары и платные услуги в стране выросли на 10 %.

Как недавно отчитались в Белстате, с начала года цены и тарифы на товары и платные услуги в стране выросли на 10 %. Понятно, что даже такие невысокие цифры вряд ли устроят тех, кто ходит в магазин за продуктами и платит по жировкам. По стойкому убеждению некоторых  граждан, они явно занижены и мало соответствуют действительности. Спешу успокоить: такое сомнение свойственно не только белорусам. Даже в Западной Европе многие не уверены, что официальная статистика демонстрирует им реальные показатели роста цен, и постоянно выдвигают претензии в адрес Евростата. Специалисты такие разночтения объясняют просто — у каждого потребителя инфляция своя. Она очень зависит от его личных предпочтений и от привычек. Корреспондент «Р» задался вопросом, как же формируется пресловутый средний индекс потребительских цен и какие именно товары попадают в продуктовую корзину, которую формирует Белстат?

Нелегкая считалочка

В Беларуси нередко можно услышать мнение: цены для расчета индекса потребительских цен регистрируются «только на социальные товары» и «только в специальных магазинах и на самые дешевые товары отечественных производителей». На самом деле Белстат в своей работе использует совсем иные принципы, взяв за основу рекомендации, разработанные международными организациями для национальных органов статистики. Методология построения и расчета индекса потребительских цен в Республике Беларусь была сформирована еще 20 лет назад, в 1992—1993 годах, при участии экспертов МВФ. При этом она постоянно совершенствуется и сегодня полностью соответствует требованиям международных стандартов, говорят в Белстате.

Инфляция в Беларуси рассчитывается на основе данных регистрации цен и тарифов по 450 товарам и услугам, наиболее часто потребляемым населением, и удельного веса каждого товара и услуги в его  потребительских расходах за предыдущий год. То есть в расчет берется среднегодовая структура потребительских расходов граждан. Использование такого подхода позволяет отразить в ИПЦ «чистое» изменение цен на товары и услуги, без влияния изменения ассортимента, сезонных колебаний спроса, инфляционных ожиданий. А ответ на самый главный вопрос: «Кто же формирует корзинку?» — звучит так: набор товаров и услуг складывается на основании данных обследований домашних хозяйств.

По каждому товару и услуге в 31 городе страны ежемесячно регистрируются от 3 до 10 цен (в зависимости от размера населенного пункта, в котором происходит регистрация). Таким образом, в расчет инфляции ежемесячно попадает более 50 тыс. ценовых котировок. При этом в потребительский набор для расчета индекса потребительских цен входят как товары (услуги) ежедневного спроса, такие как молочная и мясная продукция, хлеб, крупы, овощи, фрукты, ЖКУ, услуги городского транспорта, связи, так и товары и услуги, приобретаемые значительно реже. К примеру, такие, как холодильники, телевизоры, бытовая электроника, посуда, медикаменты, одежда, обувь, стройматериалы, платные медуслуги, услуги кинотеатров, театров, спортивных учреждений, парикмахерских, химчисток и так далее. Также в расчете инфляции учитывается изменение цен на алкогольные напитки и табачные изделия, расходы на которые, кстати, являются заметной статьей расходов в бюджете большинства граждан.

Но говорить о том, что этот перечень — догма, тоже не приходится. Потребительский набор товаров и услуг ежегодно актуализируется, то есть он пополняется новыми товарами и услугами, которые начинают пользоваться спросом у населения, и, соответственно, из набора «вылетают» товары и услуги, которые становятся неактуальными.

Взять на карандаш

Регистрация цен и тарифов ежемесячно осуществляется более чем в 7 тыс. организаций по всей республике — в организациях торговли и общественного питания, на городских рынках, в организациях, оказывающих платные услуги населению, у ИП и даже у физлиц, торгующих на рынках. Каждый товар и услуга участвуют в расчете ИПЦ со своим удельным весом в расходах населения, то есть долей расходов на данный товар или услугу в общих расходах населения. Это очень важно, поскольку рост цен на мясные, молочные продукты, хлеб и другие продукты, которые потребляются всем населением ежедневно, для кошелька гораздо болезненнее, чем, скажем, рост цен на мебель, автомобили или телевизоры, которые приобретаются нерегулярно и далеко не всеми категориями населения. Поэтому такие товары, как мясо, хлеб, молоко, ЖКУ, услуги городского транспорта и связи, имеют при расчете инфляции значительно больший удельный вес. Поэтому при одинаковом подорожании двух товаров их «вклад» в инфляцию будет различным, в зависимости от удельного веса, который они занимают в расходах населения.

Обязательным условием при расчете ИПЦ является сравнение между собой цен на одни и те же товары в одних и тех же магазинах, а также на рынках. Например, цена за десяток яиц Д-1 сравнивается с ценой десятка яиц Д-1 того же производителя в том же магазине и не может сравниваться с ценой десятка яиц С-1, С-2, Д-0 либо ценой яиц Д-1, но другого производителя и в другом магазине. При этом регистрации подлежат цены как на отечественную, так и на импортную продукцию. Одним из критериев отбора в данном случае является наличие массового спроса на такой товар на этой территории. Вопреки расхожему мнению, распродажи товаров в расчете ИПЦ не участвуют. Хотя, казалось бы, рассмотреть цены на заведомо недорогие товары было бы выгодно с целью уменьшения итогового показателя. Точно так же не рассматриваются товары и услуги, реализуемые по льготным ценам и тарифам для отдельных категорий граждан.

В Белстате не перестают повторять, что структура расходов каждой конкретной семьи или человека отличается от средней по республике, применяемой в расчете ИПЦ. Именно поэтому наименее обеспеченные слои населения реагируют наиболее остро на повышение цен на оплату ЖКУ, на услуги пассажирского транспорта, связи, на продукты питания ежедневного спроса. Просто для них это основные статьи расходов. Кстати, уже около года каждый желающий может сравнить общие цифры Белстата со своими личными. На сайте ведомства работает «Калькулятор персональной инфляции» — достаточно методично заносить персональные данные о тратах в специальные окошки, и спустя некоторое время узнаете о своей личной инфляции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter