Смотреть вперед!

О незавидном положении машиностроителей

Мировые информационные сводки пестрят сообщениями о незавидном положении машиностроителей. Эта отрасль почувствовала удар кризиса одной из первых. Причем весьма болезненный удар. Даже некоторые крупнейшие автогиганты оказались в глубоком нокдауне. Проблемы, к сожалению, не обошли стороной и наших производителей машин и комплектующих к ним. Это объективно. Вопрос в другом: как предприятия противостоят капризам конъюнктуры мирового рынка? Ведь в Послании народу и Парламенту Президент обозначил задачу четко: надо сохранить производство и каждого человека, кто хочет работать, не выбрасывать на улицу...


Не раз слышал в Гродно, где есть несколько крупных машиностроительных заводов, что часть цехов там закрыта, на складах скопилась продукция, а рабочие вместо станка отбывают смену на собственной даче. Небольшие незапланированные отпуска, сокращение рабочей недели, уменьшение штата за счет пенсионеров действительно были. Но для открытого акционерного общества «Белкард» — одного из гигантов отечественного машиностроения — все это уже, похоже, позади. Не впервые приходится заводу, где работают 3,5 тысячи человек, выходить из кризисной полосы. И когда мощный экспортный поток за несколько месяцев этого года усох до ручейка, на предприятии руки не опустили.


Я убедился в этом даже не в цехах и не в кабинете у директора. А на... стадионе. Играл «Белкард» — один из старожилов первой лиги чемпионата. По приподнятому настроению заводских болельщиков понял: если уж на трибунах рабочие в тонусе, стало быть, и на работе у них все в порядке. Тем более что и команду–то завод финансирует. И не только. Тот, кого не трогают футбольные баталии, может отдохнуть в заводском санатории на берегу живописного озера и в окружении вековых сосен. От неприбыльного соцкультбыта на «Белкарде» отказываться и не думают. И это, на мой взгляд, весьма яркий штрих. Значит, предприятие по–прежнему зарабатывает деньги.


Когда восточный вектор экспорта прервался, на заводе тут же переориентировались на внутренний рынок. Но с одними карданами и амортизаторами далеко не продвинешься. Поэтому решили осваивать новые виды продукции. Только в этом году ее наметили выпустить на 40 миллиардов рублей. Председатель Гродненского горисполкома Борис Козелков убежден, что в одиночку «Белкарду» с этой задачей было бы не справиться. Вовремя подставило плечо Правительство, приняв решение выделить 30,5 млрд. рублей льготного кредита. И, судя по производственной динамике, отдача от вложений — перспектива совсем не далекая.


Обратил внимание и на такую важную деталь: когда рынки залихорадило, на многих предприятиях наконец–то зашевелились маркетинговые службы. Они как будто и раньше работали. Но как–то без огонька, что ли. Готовых запасных вариантов на случай резких зигзагов конъюнктуры попросту не было. Теперь маркетологи действуют иначе. Жизнь заставила. И замечу, не только на предприятиях машиностроения. В химической отрасли тоже далеко не все гладко, традиционные потребители замерли, товар пошел на склад. В противовес на ОАО «Гродно Химволокно» сумели найти новых партнеров в далекой Индии. Кстати, международное сотрудничество в экономической сфере становится ныне одним из важнейших приоритетов. Завтра в Гомеле, например, состоится международный экономический форум, на который съедутся около 260 представителей 22 стран мира. Им предложат около 100 перспективных инвестиционных проектов.


А вот еще несколько показательных примеров того, что, если сильно захотеть, все получится. Даже когда вокруг что ни слово, то о кризисе. Гродненское предприятие «Радиоволна» недавно заключило новый контракт с «Фольксвагеном» на поставку автомобильных жгутов для машин, которые будут изготавливаться в Германии. БелТАПАЗ готов отгрузить токарные патроны в Чехию, где к ним уже проявили интерес. ОАО «Гродненский стеклозавод» пошел «белкардовским» путем, сделав упор на внутреннего потребителя. Скоро здесь сойдут с конвейера 12 новых видов бутылок. Главное, что на этих предприятиях не опустили руки, удержали квалифицированных рабочих и видят перспективу. При таком подходе, думаю, она вполне благоприятна.


Мой оптимизм подкрепила знакомая швея из частной фирмы «Ювита». По случайному стечению обстоятельств это предприятие расположено по соседству с производственными корпусами «Белкарда». Не без удивления узнал, что «Ювита» по–прежнему работает 7 дней в неделю и в 3 смены! Но если раньше там шили одежду в основном для россиянок и украинок, то теперь основные поставки идут на рынки западных стран...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter