В какой обстановке 70 лет назад создавался первый белорусский колесный трактор МТЗ-2

Смотрели на детище с обожанием

В какой обстановке 70 лет назад создавался первый белорусский колесный трактор и как наша газета исправила историческую ошибку

Александр Лукашенко почти три десятилетия назад буквально спас Минский тракторный завод. После развала Советского Союза предприятие оказалось в трудном положении, и горячие головы предлагали его продать. Бездумная приватизация, особенно при завладении контрольным пакетом акций иностранными компаниями, могла привести к развалу завода. Президент в 1995 году посетил Минский тракторный завод и принял принципиальное решение о сохранении в стране производства тракторов. 

Впоследствии Глава государства несколько раз бывал здесь. И всегда отстаивал национальные интересы. Белорусский лидер, посещая в мае 2020-го Минский тракторный завод, заявил, что повальная приватизация — не его политика: «Здесь вложен труд тех, кого с нами уже нет. Как мы можем взять это и продать? Во имя чего, зачем? Давайте попробуем сами поработать, чтобы тот товар, который вы производите, был нужен людям». 

Сегодня прекрасный повод вспомнить о тех, кого с нами нет, обратить взор к делам первых тракторостроителей. Ровно 70 лет назад, 14 октября 1953-го, с главного конвейера сошел первый серийный трактор МТЗ-2, который положил начало массовому производству колесных тракторов в Беларуси.

Фото БДАКФФД

Первенца любили все

Весь большой Советский Союз и, конечно, Беларусь тогда остро нуждались в сельхозтехнике, особенно в тракторах: всего несколько лет назад закончилась опустошительная война. За период немецкой оккупации пришли в негодность сотни тысяч гектаров сельхозугодий, резко сократилось поголовье скота. Даже к 1950 году многие показатели развития сельского хозяйства Беларуси были ниже довоенных. Например, основной тягловой силы — лошадей — только 62 процента. Массовый выпуск тракторов должен был их не только заменить, но и значительно поднять производительность труда, увеличить производство продовольствия, которого тогда не хватало.

А начиналось все 26 мая 1946-го, когда Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве Минского тракторного завода». В первые годы работы МТЗ должен был выпускать гусеничный сельхозтрактор «Кировец КД-35», сконструированный на Липецком тракторном заводе. Работа шла и в другом направлении. В 1948-м коллективу поручили спроектировать универсальный колесный трактор мощностью 37 лошадиных сил, первый в стране с гидронавесной системой, позволяющей обходиться без прицепщика.

Часть специалистов освободили от работы по гусеничным машинам, конструкторское бюро расширилось. Создали отдел нового проектирования, переселившийся в комнату получше и попросторнее. Но трудились по-прежнему коллективно, с минимальным перерывом на сон. Довольно быстро закончили технический чертеж, учтя все замечания и пожелания ученых, сотрудников министерств, потом принялись за проект и почти одновременно за выпуск рабочих чертежей, по которым тут же, в крохотном экспериментальном цехе, изготовлялись узлы и детали будущей машины.

18 июня 1949 года на залитый солнцем заводской двор выкатился первый колесный трактор, положивший начало большому прославленному семейству. Полюбоваться на него собрался весь завод. Конструкторы, радостно отвечая на поздравления, тоже смотрели на свое детище с обожанием. В тот же день трактор выехал в поле. Испытывали его с самыми разными орудиями, давали немыслимые нагрузки. 

Для серийного производства надо было не только провести масштабные испытания опытного образца, но и создать цеха по производству деталей, узлов и их сборке. На все это потребовалось более четырех лет. Наконец настал долгожданный день 14 октября 1953-го: с главного конвейера сошел серийный трактор МТЗ-2.
Первой собранной машиной управлял тракторист экспериментального цеха бывший фронтовик Николай Величкин. Машину плавно спустили с конвейера, после чего она сделала почетный круг возле здания.
Состоялся митинг. Газета «Трактор» 17 октября 1953 года писала: «На трибуне стахановец слесарь-сборщик тракторосборочного цеха № 2 тов. Маркевич. «Сегодня мы вместе со всей страной, — говорит он, — переживаем радостное событие. Сошел с конвейера наш первенец — пропашной трактор «Беларусь». Трактор «Беларусь» — это детище многотысячного коллектива нашего завода, это результат совместного труда конструкторов, технологов и нас, рабочих. Трактор «Беларусь» — это наш рабочий подарок колхозному сельскому хозяйству. Пойдет наш «Беларусь» по полям страны, и колхозники Белоруссии, Украины и далекой Сибири помянут добрым словом его создателей — коллектив нашего завода».


А вот как 70 лет назад освещала это событие наша газета (тогда она называлась «Колхозная правда») в материале под заголовком «Начался серийный выпуск тракторов «Беларусь». «С главного конвейера Минского тракторного завода сошел первый колесный пропашной трактор «Беларусь». Тракторозаводцы начали массовое производство этой замечательной универсальной машины, потребность в которой в сельском хозяйстве чрезвычайно велика. 

Трактор «Беларусь» создан в результате большого и напряженного труда коллектива конструкторов, инженеров, техников и рабочих завода. Особенность нового трактора состоит в том, что он может широко применяться не только на пахоте, бороновании, культивации, севе, но и на междурядной обработке пропашных культур. При государственных испытаниях опытных образцов машина успешно применялась на междурядной обработке картофеля, посаженного квадратно-гнездовым способом. Машина может успешно использоваться на обмолоте сельскохозяйственных культур и очистке зерна».

— Надо отдать должное советским тракторостроителям, нашим предшественникам, которые, не имея производственных мощностей, не только разработали типовые конструкции своих машин, но и наладили их массовое производство, подняли завод на небывалый для того времени уровень, — с гордостью говорит сегодняшний главный конструктор ОАО «МТЗ» Николай Зезетко. — Мы работаем над 500-сильным трактором, но не перестаем удивляться конструкторскому гению поколения победителей.

Первые кабины

На фоне других советских тракторов, выпускавшихся в то время, МТЗ-2 выглядел прогрессивно. Ведь еще до 1955 года на Владимирском тракторном заводе производились тракторы «Универсал» с металлическими колесами и шпорами, которые оснащались керосиновыми карбюраторными двигателями мощностью 22 лошадиные силы. Их выпуск стартовал на Кировском заводе в Ленинграде еще в 1934-м, но и через 20 лет они считались первоклассными из-за дешевизны и простоты в обслуживании. На Харьковском тракторном заводе в 50-е годы прошлого века выпускалась модель с бензиновым карбюраторным двухцилиндровым двигателем мощностью 12 лошадок.
Первые модели BELARUS отправляли на экспорт в Болгарию, Бирму, Египет, Югославию, а затем в Грецию, Иран и Нидерланды. Работали они и на полях Германской Демократической Республики, Венгрии и Италии. О хороших и надежных белорусских тракторах узнал весь мир, некоторые из этих машин проработали более полувека.
После первой значительной модернизации, завершившейся в 1957 году, трактор стал выпускаться под индексом МТЗ-5. Модель отличалась более мощным 40-сильным двигателем. С 1960-го с конвейера стали сходить тракторы новых модификаций МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС, которые оснащались 48-сильными моторами. На них впервые появились кабины. Следующий шаг — создание МТЗ-7 с приводом на все колеса.

Экзамены за рубежом 

Выпуск колесных тракторов «Беларусь» первого поколения продолжался в Минске немногим менее десяти лет: с 1962 года завод приступил к производству более совершенных МТЗ-50. В 1974-м начался серийный выпуск МТЗ-80. Модернизированные версии этого трактора делают до сих пор, потому что востребованы у покупателей. Он по праву называется легендой.

Наши тракторы многие десятилетия высоко ценят в мире за их надежность. Вот что сообщал английский журнал «Еженедельник фермера» об экзамене, устроенном нашему МТЗ-52 фирмой «Бексуэлл тракторз лимитед»: «Фирма избрала суровые испытания для первого показа этих тракторов у нас в Англии: в соревнованиях по вспашке в Лонг Саттон «Беларуси» пришлось конкурировать с 14 другими моделями, представляющими большую часть конкурентов на английском рынке. Соревнования проходили около Уоша, на известном болоте, в очень тяжелых условиях. Тем не менее русский трактор проявил недюжинную силу тяги и оказался одним из победителей, достигшим производительности более одного акра в час... «Беларусь» работает без устали… Он подвижен, экономичен, универсален и вынослив».

Еще более суровый экзамен предстоял советскому МТЗ-80 на международных состязаниях в штате Небраска (США), организуемых местным университетом с 1920 года. С тех пор во всем мире изготовлено свыше 15 тысяч моделей тракторов, и только 1138 из них выдержали экзамен в Небраске. МТЗ-80 стал 1139-й моделью. На всех этапах испытаний он показал отличные результаты. Протокол испытаний вошел в «красную книгу» и был тут же разослан фермерам мира. Тем самым МТЗ-80 признан лучшим среди тракторов мира.

Время исправить историческую ошибку

В интернете можно найти множество сообщений о том, что первый трактор МТЗ-2 в 1953 году отправлен в колхоз «Большевик» Копыльского района. Его доверили механизатору Савелию Мироненко, который управлял машиной 17 лет. В 1971-м завод предложил хозяйству бесплатно обменять раритет на новый МТЗ-50, за руль снова сел этот механизатор. А первенца отреставрировали и водрузили на постамент: сначала перед центральной проходной, а потом перенесли в сквер.

Я попробовал отыскать следы механизатора, которому доверили первый белорусский трактор. Он жил в деревне Жилихово Бучатинского сельсовета Копыльского района.

— Работаю больше двадцати лет, но фамилий Мироненко на нашей территории не встречала, — рассказала управделами сельисполкома Ирина Шпилевская. — Обратитесь к главному бухгалтеру бывшего колхоза «Большевик», а ныне ЗАО «Жилихово» Валентине Рудко. Она в хозяйстве значительно больше.

— Да, был у нас такой человек, — рассказала Валентина Ивановна. — Только фамилию его по чьей-то невнимательности много лет назад в СМИ исказили и с тех пор продолжают тиражировать ошибку. На самом деле он Савелий Сергеевич Науменко. В нашей деревне живет его дочь Нина Драбеня.

Савелий Науменко.
 
Это уже удача. Появилась ниточка, чтобы распутать клубок.

— Родилась во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, — сообщила Нина Савельевна. — Когда отец получил первый белорусский трактор, мне было десять лет. Честно признаюсь: не знала тогда, что это исторически значимая машина, мало интересовалась техникой. Помню только, что папа работал на тракторе без кабины.

Больше деталей сохранилось в памяти ее сына Сергея Драбени, который живет в Минске:

— Появился на свет в 1964 году, когда дедушка управлял легендарной машиной уже более десяти лет. Помню, он работал на тракторе, который крутил мельницу. Мог с помощью вала отбора мощности делать и другие операции.
А в 1971-м дедушка вспахал на раритете последнюю борозду, после которой трактор забрали на завод-изготовитель, обновили и поставили на постамент.
Сохранилась кинохроника той последней борозды.


Внук рассказал несколько деталей из биографии своего известного предка. Савелий Науменко родился в 1914-м. Во время Великой Отечественной был командиром взвода партизанского отряда имени Щорса. Героически сражался с фашистами, награжден орденами и медалями. Во время войны обморозил руки и ноги, ощущал из-за этого недомогание многие годы, но трактор не оставлял. В 60 лет заболел, в 1979-м ушел из жизни.

Правопреемник колхоза «Большевик» — ЗАО «Жилихово». К нему в свое время присоединено соседнее хозяйство, теперь общая площадь сельхозугодий — 4,1 тысячи гектаров. 

— В хозяйстве гордятся тем, что именно у нас начал работать первый белорусский колесный трактор, — отметил директор Виталий Юхо. — Механизаторы продолжают добрую традицию, заложенную Савелием Науменко, — хорошо трудиться на родной земле с помощью отечественной техники. У нас 22 трактора МТЗ. Четыре энергонасыщенных: по два BELARUS-3022 и BELARUS-3522. Четыре BELARUS-1221, один BELARUS-1523. Остальные — рабочие лошадки BELARUS-82. С помощью этих машин вовремя проводим все полевые работы. Средняя урожайность зерновых за последние годы — 45—50 центнеров с гектара. У нас более 3 тысяч голов КРС, из которых свыше 1 тысячи коров. В этом году обеспечили животноводство хозяйства своим зерном и травяными кормами.

Опытный образец — за полгода

В Советском Союзе в тракторостроении, как и в других сферах, была четкая специализация. В России выпускались тракторы мощностью 300 лошадиных сил, Украине — 150, Белоруссии — 80. После распада СССР промышленность бывших республик переживала не лучшие времена. Объемы производства значительно снизились, практически прекратился выпуск самых мощных «Кировцев», аналогичные машины сельхозназначения мощностью 250 лошадиных сил и выше на территории бывшего СССР практически не производились. Встал вопрос с выпуском собственной энергонасыщенной техники. И здесь также огромная заслуга Главы государства: он не раз обращал внимание на необходимость иметь белорусский энергонасыщенный трактор.

14 мая 1998 года принят Указ Президента «Об утверждении концепции и программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 — 2015 годы». Документ предусматривал в том числе выпуск новых видов тракторов. Приказом министра промышленности в декабре 1998-го МТЗ поручено в 1999 году разработать конструкторскую документацию и сделать макетный образец мощностью 250 лошадиных сил. Буквально за полгода разработали конструкторскую документацию и собрали опытный образец. 

В мае 1999-го на МТЗ приехал Александр Лукашенко. Он сел за руль первого самого мощного на тот момент отечественного трактора, созданного при его огромном участии, и проехал по площади перед заводом. Когда Президент вышел довольный из кабины, все поняли: белорусским энергонасыщенным тракторам быть!


Трактор мощностью 250 лошадиных сил был хорошим, но массового применения не получил. Мощности двигателя не хватало для выполнения сложных работ, поэтому оперативно решили создать на его базе BELARUS-3022 мощностью 300 лошадиных сил. Эта модель получила хорошие отзывы и на длительный период стала основным энергонасыщенным трактором. Следующий шаг — создание BELARUS-3522 мощностью 350 лошадиных сил. Сейчас это основная энергонасыщенная машина, которая производится на предприятии. Ведется разработка 500-сильной модели BELARUS-5022.

Сегодня бренд BELARUS TRACTORS — это более 100 моделей тракторов свыше 200 модификаций. Для всех климатических и эксплуатационных условий. Белорусские тракторы обрабатывают землю на пяти континентах. За годы работы Минского тракторного завода его техника экспортировалась более чем в 120 стран.

Шоу откроет раритет

Сегодня, 14 октября, МТЗ-2 покажет себя в действии. 

— Пусть и не самому первому экземпляру, но именно нашей «двойке», аналогов которой в Беларуси, да и на постсоветском пространстве, нет, мы доверили право открыть мероприятие: Минский тракторный завод и бренд BELARUS TRACTORS проводят «ТракторШОУ». Главный элемент праздника — экстремальные гонки на тракторах. В соревновании примут участие восемь команд из шести областей, а также представители Белорусской государственной сельскохозяйственной академии и Белорусского государственного аграрного технического университета. С показательными заездами выступит сборная Минского тракторного завода. За первое, второе и третье место будут вручены тракторы BELARUS-82.1, -622 и -320 соответственно, — анонсирует пресс-секретарь ОАО «МТЗ» Юлия Огнева.

— Этим мероприятием мы хотим сказать спасибо людям, которые работают на белорусских тракторах, обеспечивая продовольственную безопасность нашей страны. И конечно, отпраздновать 70-летие отечественного тракторостроения — замечательную дату, которая важна не только для Минского тракторного завода, но и для белорусской промышленности в целом. Ведь белорусские тракторы — это настоящий повод для гордости! — подытожил генеральный директор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter