Смоленские раритеты в Минске

Судьба этих произведений искусства сродни детективной саге. На их “памяти” все ужасы XX века — войны, эвакуация и похищения. Смоленский музей-заповедник представил на суд белорусского зрителя уникальные культурные ценности, которые удалось спасти во время Великой Отечественной войны. Экспонаты отправились в путешествие лишь второй раз за последние десять лет — непростая судьба сделала их капризными и очень чувствительными к переездам. Однако для Национального музея истории и культуры Беларуси было решено сделать исключение.

Судьба этих произведений искусства сродни детективной саге. На их “памяти” все ужасы XX века — войны, эвакуация и похищения. Смоленский музей-заповедник представил на суд белорусского зрителя уникальные культурные ценности, которые удалось спасти во время Великой Отечественной войны. Экспонаты отправились в путешествие лишь второй раз за последние десять лет — непростая судьба сделала их капризными и очень чувствительными к переездам. Однако для Национального музея истории и культуры Беларуси было решено сделать исключение.

Выставка составлена из предметов постоянной экспозиции музея-заповедника, вывезенных из Смоленска на восток 9 июля 1941 года, а также похищенных нацистами раритетов, которые были обнаружены в июне 1945 года в имении немецкого генерала фон Штеренберга в Кротошинском уезде Польши.
Экспонаты, как и их создатели и хранители, много повидали на своем веку. В первые дни войны коллекции, собранные еще до революции, погрузили в один из последних эшелонов, который шел на восток. К сожалению, в эвакуацию тогда удалось отправить лишь третью часть богатейшего собрания произведений искусства. Спасенные смоленские ценности пережили войну в здании Новосибирского оперного театра, где соседствовали с московскими и ленинградскими музейными шедеврами.
Более 60 произведений искусства, настоящих шедевров, среди которых керамические, фарфоровые изделия, а также полотна русских и европейских живописцев, привезли в белорусскую столицу. Экспонаты принадлежат разным эпохам и художественным школам. Гжельская керамика, например, соседствует с баварскими пивными кружками и забавными кувшинами, похожие на лампу Аладдина металлические рукомойники — с китайскими вазами из тончайшего фарфора...
Живописная часть выставки — это произведения художников фламандской, голландской, французской, немецкой и польской школ XVII—XIX веков в основном на библейскую тему. Установить имя автора большинства из них теперь не представляется возможным, что нисколько не умаляет их ценности. Например, портрет магната Речи Посполитой Яна Сапеги и мальтийского кавалера Казимира Паца были созданы в XVIII веке неизвестными польскими живописцами. В белорусских музеях работ европейских мастеров этого периода практически нет.
“Русская” половина экспозиции напрямую связана с историей Смоленска. Огромная панорама старинного города завораживает — узкие улочки, купола, неповторимые по своей архитектуре здания. Портреты Натальи Романовой-Нарышкиной, матери Петра I, смоленских епископов, а также купеческой семьи Щекотовых — своеобразная гордость Смоленского музея-заповедника.
Часть экспонатов когда-то входила в собрание основательницы музея Марии Тенишевой. Княжна обожала слуцкие пояса и даже собрала целую коллекцию — около 20 штук. Пояса были сотканы на Слуцкой мануфактуре Лявона Маджарского и в мастерской Якуба Пасхалиса. Правда, на выставке представлена лишь часть сохранившегося собрания.
Выставка “Спасенные культурные ценности” приурочена к 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, но смоленские раритеты пробудут в Минске до конца сентября.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter